По дороге с налоговой
РБК daily удалось ознакомиться с основными направлениями «дорожной карты» «Совершенствование налогового администрирования», которую разработало Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с предпринимателями и чиновниками. Изначально ее планировали представить Владимиру Путину сегодня на заседании набсовета АСИ. Однако вчера документ был внезапно снят с повестки заседания — перед тем как представить ее президенту, чиновники решили довести ее до совершенства.
«Дорожная карта» действительно разработана», — подтвердил пресс-секретарь АСИ Игорь Карачин. То, что представление «дорожной карты» было снято с повестки, подтвердили в ФНС и Минэкономразвития.
Тем не менее РБК daily удалось ознакомиться с основными блоками разработанного документа. «Условно «карту» можно разделить на пять блоков», — рассказывает РБК daily федеральный чиновник, принимавший участие в работе над картой.
Первый блок посвящен сокращению времени на подготовку налоговой отчетности. «Если в итоге «карта» будет одобрена на набсовете и подписана в Белом доме, сроки предоставления всех видов отчетности будут продлены на 20 дней, если документы будут поданы в электронном виде», — говорит он. — Кроме того, «дорожная карта» предусматривает запрет на повторное истребование документов федеральными органами, если они уже были представлены в налоговую.
Если система заработает, то к 2015 году количество часов, которое обычно тратится на формирование отчетности, будет снижено до 140 (в 2012 году — 177) и до 120 к 2018 году.
Не менее большой блок направлен на улучшение отношений между налогоплательщиками (в первую очередь юрлицами) и налоговиками. «Многие идеи этого блока принадлежат, кстати, ФНС. В частности, они активно продвигали идею расширения сферы оказания госуслуг для налогоплательщиков. Помимо электронного кабинета налогоплательщика в перспективе рассматривается возможность онлайн-сверок актов по налогам и сборам и также получение справок об отсутствии задолженности в онлайн-режиме. Эта идея, кстати, была активно поддержана бизнес-частью рабгруппы», — вспоминает один из ее участников.
Еще один блок посвящен законодательной отмене параллельного налогового учета. Это давняя идея, одобренная Владимиром Путиным еще в декабре 2011 года, однако до сих пор не воплощенная в жизнь из-за споров между профильными ведомствами (в частности, большие опасения высказывал Минфин). Сейчас, из-за того что компаниям приходится вести сразу два вида учета, издержки бизнеса на «бумажную волокиту» в четыре раза выше, чем за рубежом.
Кроме того, в «дорожной карте» прописываются новые стандарты хранения документов — архивы планируется переводить в электронный формат. Также планируется унификация классификаторов видов предпринимательской деятельности — этому посвящена целая глава «карты», добавляет собеседник РБК daily.
Не исключено, что президенту документ представят на следующем заседании набсовета. «К этому времени предстоит снять ряд разногласий с министерствами, в частности Минэкономразвития», — говорит федеральный чиновник.
«Эта «карта» очень нужна и важна для нас. И именно поэтому ее необходимо доработать», — поясняет РБК daily замминистра экономического развития Сергей Беляков. По его словам, для того чтобы вынести документ на набсовет, его необходимо проработать таким образом, чтобы ни у одного профильного ведомства не осталось к нему вопросов (в минувшую пятницу на согласительном совещании свои рекомендации по доработке «карты» высказали также Минфин и ФНС). Кроме того, чиновники хотят, чтобы в документе были более четко прописаны механизмы для достижения тех или иных «налоговых» результатов. Письма с предложениями о доработке «карты» уже направлены в администрацию президента и АСИ.