Лента новостей
Кремль объяснил отсутствие данных о встрече Путина с лидером Косово 13:49, Политика Новый заряд для металлургов: почему вырастут цены на цветные металлы 13:45, Партнерский материал Черная пятница: что россияне покупают в интернете во время распродаж 13:40, Потребрынок  Песков фразой «рынок есть рынок» прокомментировал обвал цен на нефть 13:39, Экономика Доставивший частицу мощей на МКС космонавт Рыжиков стал Героем России 13:32, Общество В Армении «дочку» «Газпрома» заподозрили в неуплате налогов и завели дело 13:32, Бизнес Вера в надежность денег: почему нужно уходить от депозитов к инвестициям 13:27, РБК и FW Raiffeisen Китайским майнерам отключили электричество: хешрейт биткоина снизился 13:16, Крипто Хабиб Нурмагомедов анонсировал презентацию автобиографии 13:16, Спорт Миллер ответил на угрозы США остановить «Северный поток-2» санкциями 13:15, Политика Патриарх Варфоломей в обращении о голодоморе напомнил об автокефалии 13:04, Общество Песков предсказал смену оттока капитала на приток 12:55, Экономика Новак и Орешкин прокомментировали резкое падение цен на нефть 12:55, Экономика Актриса «Подпольной империи» повторно обвинила Вайнштейна в изнасиловании 12:45, Общество Ultra-прочность: обзор идеального ноутбука для путешествий 12:44, РБК и Lenovo Криптовалютная биржа Binance вернулась к работе 12:35, Крипто Автор комиксов Marvel Стэн Ли перед смертью создал нового супергероя 12:31, Общество Как прокачать карьеру новыми навыками: 15 онлайн-курсов 12:28, Pink Синоптики рассказали о погоде в Москве в новогоднюю ночь 12:18, Общество Путин сделал Билана заслуженным артистом России 12:11, Общество Как завести горизонтальные связи на бизнес-мероприятиях 12:07, РБК и Открытие СК возбудил еще три дела из-за обстрелов в Донбассе 12:07, Общество Порошенко пообещал архиереям защитить право выбора церковной юрисдикции 11:49, Общество Российская молодежка дважды подряд разгромила канадцев в Суперсерии 11:49, Спорт Цифровизация Казахстана: правительство и бизнес достигли взаимопонимания 11:40, Партнерский материал Aston Martin опубликовал фотографии своего первого кроссовера 11:39, Авто Временная проблема: как сетевые кафе оживляют продажи в мертвые часы 11:39, Потребрынок  Поживший на ₽3,5 тыс. депутат назвал прожиточный минимум геноцидом 11:30, Политика
РФ определилась с импортом самолетов
Общество, 05 мар 2008, 13:36
0
РФ определилась с импортом самолетов
"Точка невозврата" в деградации гражданского авиастроения РФ уже пройдена, делают горький вывод некоторые эксперты. Российские авиакомпании выстраиваются в очередь к Airbus и Boeing, а правительство временно отменяет пошлины на дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты.

"Проблема в том, что перевозчикам нужны самолеты сегодня, а промышленность выпускает в год 5-8 машин, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" гендиректор Ассоциации агентств воздушного транспорта Юрий Шабунин. – Даже Ту-204 и Ту-214, которые есть сейчас на рынке, не удовлетворяют спрос: он существенно превышает предложение".

"Государство сделало выбор в пользу импорта, – заключает директор аналитического департамента УК "Ингосстрах Инвестиции" Евгений Шаго. – Сначала отменили пошлины на дальнемагистральные самолеты, сейчас речь идет о том, чтобы отменить пошлины и на среднемагистральные. Да, они отменены временно, но эта временная отмена может повторяться неоднократно".

Напомним, единственным реальным проектом в российском авиапроме остается Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100), ниша которого (региональные самолеты до 110 мест) защищается пошлинами. И хотя запланированный на конец 2007г. первый полет SSJ-100 не состоялся, задержка в реализации проекта пока что не критична.

Однако не стоит переоценивать возможности SSJ-100. "Даже если проект будет успешен и ежегодно будет продаваться по 50-60 машин, Россия не сможет занять больше 5-6% мирового рынка региональных самолетов, – считает Е.Шаго. – А внутренний рынок очень узок. Грубо говоря, ставить на линию между Москвой и Новосибирском самолет в 100 мест нерентабельно, нужно 150 и больше. Стоместный самолет нужен для полетов между городами поменьше, либо он стоит на замене более вместительного самолета на случай, если не набралось 150 человек".

Но рынок 150-местных воздушных судов прочно держат европейская компания Airbus (принадлежит аэрокосмической корпорации EADS) и американская Boeing. Таким образом, РФ в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), производящей SSJ-100, составит в будущем конкуренцию Бразилии (Embraer), Канаде (Bombardier) и Китаю (ARJ-21).

"Рынок для SSJ-100 безусловно есть, – говорит Ю.Шабунин. – Если мы вспомним, какая была география полетов в прежние годы и что мы сегодня имеем! Но региональные переводчики без поддержки государства, региональных бюджетов этой задачи не решат". "Частным инвесторам нужна доходность и возвратность. Ни того, ни другого никто гарантировать в этом секторе не может, – соглашается Е.Шаго, также возлагая надежды на государственную поддержку региональной авиации в форме ЧГП – частно-государственного партнерства, о котором сегодня так любят рассуждать чиновники.

Но в любом случае речь идет только о сохранении ниши региональных самолетов. Другой проект ОАК – ближнемагистральный МС-21 вместимостью от 150 до 210 мест – планируется к запуску в 2015г., и далек от реализации (предполагается, что эти самолеты заменят Ту-204/214).

"Наверное, правительству нужно четче обозначить категории воздушных судов, которые Россия будет производить, и сказать себе правду про те типы воздушных судов, которые мы производить не сможем, – говорит в заключение программы "В фокусе" на РБК-ТВ Е.Шаго. – И тогда, например, полностью отменить пошлины".

Иными словами, России предлагается полностью открыть свой рынок для западных грантов и довольствоваться незначительной нишей региональных самолетов на внешнем и внутреннем рынках.

Проблемы российского авиапрома упираются в недостаточное финансирование, в отсутствие кадровой политики. Тем печальнее, что, несмотря на амбициозную риторику кураторов ОАК, и Airbus, и Boeing имеют свои инженерные центры в России, где успешно разрабатываются отдельные детали в том числе и для Dreamliner, и для А-380, и для будущего А-350. "Создание самолета – сложный и длительный процесс, требующий интеграции усилий подобных инженерных центров, – говорит Е.Шаго. – И вот этого мы делать не умеем. Хотя в советское время умели".

Остается довольствоваться пока что сильными позициями России на рынке военной авиации, хотя и здесь нельзя терять времени. "Китайцы воспроизводят Су-27, – напоминает Ю.Шабунин. – Есть реальная угроза, что они подвинут нас на рынке военной авиации".

Магазин исследований: аналитика по теме "Авиация"