Скидка за риск
Государство решило дать железнодорожникам большую свободу в вопросе формирования цен на проезд в купе и вагонах повышенной комфортности в поездах дальнего следования. Так, Минтранс предложил ввести практику невозвратных билетов, что позволит перевозчикам предлагать более дешевые билеты и тем самым привлекать дополнительных пассажиров.
Минтранс предложил продавать часть билетов на проезд в купе и вагонах повышенной комфортности в поездах дальнего следования без возможности их возврата. Это следует из подготовленного ведомством проекта о внесении изменения в ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ». Инициатива министерства должна коснуться лишь межрегиональных сообщений, причем невозвратными могут быть не больше 50% продаваемых на каждом маршруте билетов. Чиновники уверены: нововведение будет одинаково выгодно как для пассажиров, так и для перевозчиков. Невозвратные тарифы всегда более доступны за счет исключения из стоимости билета риска убытков перевозчика от возврата, и от этого в первую очередь выиграют пассажиры», — следует из проекта Минтранса. Что касается перевозчиков, подобная практика приведет к увеличению пассажиропотока за счет привлечения дополнительных пассажиров, которые прежде не могли позволить себе поездку в купе.
На данный момент все железнодорожные билеты являются сдаваемыми: сумма возвращаемых средств варьируется в зависимости от срока возврата. Если билет возвращается как минимум за 8 ч до отправления поезда, пассажиру выплачивается вся сумма, если за 2 ч — часть денег, еще меньше компенсируется после отправки поезда. В проекте Минтранса отмечается, что пассажир сможет получить деньги и за невозвратный билет, но только в случае отмены поезда, незапланированного перерыва в движении более чем на час или болезни пассажира.
В РЖД сообщили РБК daily, что знают о подобном предложении министерства, однако отказались его комментировать «до принятия государством каких-то конкретных решений». Источник в ФПК пояснил РБК daily, что этот проект активно обсуждался в правительстве в конце прошлого года и в целом компания его поддерживает. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) лишь сообщили РБК daily, что служба получила на согласование проект Минтранса о введении невозвратных билетов на железной дороге. Источник, знакомый с позицией ФАС, отмечает, что у антимонопольного органа есть вопросы к этому документу, ведь в железнодорожной сфере в отличие от авиации конкуренция практически отсутствует.
Практика невозвратных тарифов широко распространена на железных дорогах европейских стран. Так, например, при покупке билета на сайте британского перевозчика East Cost за несколько месяцев до отправления поезда разница между стоимостью обычного и невозвратного билета может быть в два-три раза.
Введение невозвратных билетов в дерегулируемом сегменте — это, по сути, мера, направленная на борьбу с издержками внутри ФПК в условиях недофинансирования государством перевозок в плацкарте и общих вагонах, говорит Лев Рузавин из Института проблем естественных монополий.
Еще несколько лет назад продажа невозвратных билетов активно практиковалась в отечественной авиации, но ее отмены добилась Федеральная антимонопольная служба, посчитав такие правила ущемляющими интересы потребителей. Впрочем, сейчас авиакомпании при поддержке Минтранса активно лоббируют возвращение невозвратных билетов.