Поправки в закон о миграции скажутся на рынке труда
Механизм привлечения иностранных рабочих упростился: их регистрация носит уведомительный характер, а Федеральная миграционная служба (ФМС) практически не имеет права отказать им в выдаче разрешения на работу. И компании-работодатели, ранее сами оформлявшие трудовых мигрантов, только рады.
Впрочем, меры против использования нелегальной рабочей силы с 15 января 2007г. ужесточились. Копеечные ранее штрафы составляют теперь от 350 до 800 тысяч рублей за каждого работника-нелегала. И в совокупности с лишением лицензии на три месяца они могут в одночасье разорить даже крупных игроков рынка.
Но как считает Алексей Александров, председатель Комитета межрегиональных связей и межнациональной политики Москвы, теперь возникает необходимость в разработке антидемпингового законодательства по зарплате. Иначе рынок труда может просто провалиться под мигрантами.
В столичном правительстве считают, что более жесткого контроля требует также и трафик мигрантов. «Непосредственные соглашения с государствами, выступающими в роли поставщиков рабочей силы, могут стать одним из вариантов», – предложил А.Александров в эфире телеканала РБК в программе «Диалог».
И страны-поставщики рабочей силы едва ли будут противиться: например, в правительстве Таджикистана не скрывают, что в республике острая нехватка рабочих мест и экспорт трудовых ресурсов в ближайшее время не прекратится.
В этом свете новые правила регистрации мигрантов для «стран-производителей неквалифицированного труда», безусловно, подарок. Чего не скажешь о новых правилах в сфере торговли, вступивших в силу с 1 апреля 2007г.
Напомним, что, по словам министра труда и социального развития РФ Михаила Зурабова, в первом квартале 2007г. мигранты еще смогут составить 40% от количества торгующих на рынках и в киосках, но затем их доля будет сведена к нулю.
Теряют мигранты и такие сферы, как торговля алкоголем и лекарствами. Впрочем, рестораны корейской, грузинской и т.п. кухни не закроются: закон не распространяется на предприятия общественного питания.
В итоге «на откуп» гастарбайтерам остаются строительство, ЖКХ и работа в промышленности. Соответственно, в этих секторах конкуренция на российском рынке труда будет обостряться. «Главная задача сегодня на плечах региональных властей – не допустить обвала рынка труда», – опасается Александров.
Тем временем россияне выбывают из трудового возраста со скоростью 1 млн человек в год, и традиционные внутренние ресурсы: сельское население, женщины, молодежь – на исходе. При этом как раз молодежь и заменяется мигрантами, считают эксперты. Это связано с тем, что молодые россияне не согласны работать за малые деньги, а на квалифицированный труд просто не способны: безработица среди граждан в возрасте 20-24 лет в среднем составляет 18%, когда для остальных возрастных групп – около 10-11%. Но возникает вопрос: если мигранты «помогут» на стройках и в ЖКХ, каким образом экономика восполнит дефицит в квалифицированной рабочей силе?
Опасения вызывает и безработица среди мигрантов: по разным данным, в стране сегодня около 12 млн мигрантов при квоте в 6 млн, и, как говорят в Росстате, свыше 5 млн из них – безработные, то есть почти каждый второй.
Убытки федерального бюджета от нелегальной миграции эксперты оценивают в 200 млрд долларов за год. При этом из России на «мокрых спинах» (так называли нелегалов из Мексики в США) вывозятся немалые средства – они могли бы составить до 70% бюджета некоторых стран СНГ.
Как бы то ни было, новые поправки в миграционное законодательство – только первые шаги по включению мигрантов в российскую экономику, считают эксперты. И легализацией самих мигрантов не обойтись: на 100% прозрачными должны стать те сферы труда, где находят себя эти люди.