iPad от Набиуллиной
С приходом Эльвиры Набиуллиной в Банке России появилась новая структура — секретариат, который возглавил Азер Талыбов. По информации РБК daily, он стал правой рукой г-жи Набиуллиной еще в то время, когда она была министром экономики. Помощник не только составляет график встреч для своего руководителя, но и продвигает электронный документооборот: сотрудникам ЦБ для поддержания оперативной связи выдаются планшеты.
О том, что самым близким помощником Эльвиры Набиуллиной стал Азер Талыбов, работавший с ней в Минэкономики, РБК daily рассказали источники в ЦБ и участники рынка. «Он занимается всеми организационными вопросами, составляет график ее встреч, контролирует выполнение поручений председателя», — говорит источник в Банке России.
По словам другого сотрудника ЦБ, до прихода г-жи Набиуллиной эти функции выполнял Владимир Жучков, который руководит аппаратом Банка России. «Он тоже вел секретарскую работу, но она была фрагментарной, у Жучкова были помощники по разным направлениям, а Набиуллина сделала доверенным лицом одного человека и назначила его руководителем новой структуры — секретариата председателя Банка России», — уточнил он. По данным источника, г-н Жучков теперь отвечает за вопросы, связанные с работой совета директоров и Национального банковского совета.
Азер Талыбов — непубличный человек, о нем мало информации. Известно, что ему около 35 лет, он начал свою карьеру в Минэкономразвития, работал в административном департаменте и вскоре, после того как в 2007 году ведомство возглавила Эльвира Набиуллина, стал ее помощником. «Она взяла его с собой в администрацию президента, а потом и в ЦБ. Видимо, он очень хорошо справляется со своими обязанностями», — отметил экс-сотрудник Минэкономики. В министерстве г-н Талыбов также тесно взаимодействовал со Станиславом Кузнецовым, который сейчас работает зампредом правления Сбербанка.
Г-н Талыбов — кандидат экономических наук, автор диссертации «Совершенствование стратегического планирования развития инновационной экономики». В Банке России говорят, что г-н Талыбов производит впечатление активного и продвинутого, но иногда резкого в общении человека. «Он выступает за электронный документооборот, сотрудникам выдаются iPad, чтобы они могли оперативно участвовать во внутренней переписке», — рассказал источник в банке.
ЦБ следует примеру крупных корпораций, которые переводят своих сотрудников на мобильные устройства. Так, с приходом в Сбербанк Германа Грефа (кстати, бывшего шефа г-жи Набиуллиной) в 2008 году им также была введена практика обмена информацией посредством мобильных устройств. Общая политика компании такова, что менеджмент должен обеспечивать максимальную эффективность, в том числе с точки зрения своей собственной доступности. Для этого менеджер выбирает платформу: телефон, планшет, ноутбук. А задачи службы IT — обеспечить максимальную защищенность и оперативность этой связи. Когда в 2010 году на рынке появился iPad, ряд менеджеров выбрали именно его.
Общение с сотрудниками в электронном виде повышает прозрачность их деятельности, что для г-жи Набиуллиной, как нового руководителя ЦБ, очень важно. «Но не думаю, что раздача планшетов обусловлена только желанием контролировать все и вся. Скорее это стиль жизни, который добавляет удобства», — считает гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян.
Каждая компания организует процесс управления так, как ей удобнее, отмечают эксперты. Есть примеры, когда руководители крупных корпораций все замыкали на себя, находили себе надежного секретаря и по всем вопросам обращались к нему. «То есть появляется начальник штаба, который может отслеживать все информационные потоки, — говорит партнер «ФБК-Право» Александр Ермоленко. — А есть модель, при которой у руководителя много разных помощников, отвечающих за разные направления». По его мнению, универсального рецепта нет, каждый начальник самостоятельно решает, какую модель выбрать исходя из поставленных задач. «Люди такого уровня, как Эльвира Набиуллина, не могут работать без личного помощника, которому они доверяют», — резюмирует эксперт.