Не дождетесь
Объявленная в России в июле экономическая амнистия проходит с большим скрипом. Ко 2 сентября по всей стране под нее подпали чуть больше 400 человек. Корреспондент РБК daily вчера стал свидетелем того, как суд отказал в амнистии предпринимателю, чье дело отвечает всем требованиям к ней. С похожими ситуациями сталкиваются тысячи бизнесменов.
Уголовное дело в отношении гендиректора крупнейшего в России производителя мобильно-передвижных медицинских комплексов компании «ДжиСиМед» Максима Махотина было возбуждено 31 января по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере): его компания около двух лет работала без лицензии. Эта статья УК входит в перечень подпадающих под амнистию, но следователи не спешат закрывать в отношении него уголовное дело.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил Владимиру Путину проект амнистии еще 23 мая на встрече президента с бизнес-сообществом в Воронеже. В первоначальном виде под нее подпадали более 100 тыс. предпринимателей. Глава государства тогда не поддержал предложение, назвав его «достаточно сырым» и «непроработанным». Позднее число статей, подпадающих под амнистию, было сокращено, и число потенциальных амнистированных сократилось сначала до 13,5 тыс., а затем, по разным оценкам, до 3—6 тыс. чел. Такой проект был поддержан Госдумой, и 2 июля она приняла соответствующее постановление.
Все осужденные должны выйти на свободу в течение шести месяцев после объявления амнистии. Уже прошло два, но амнистировано всего 408 человек, сообщили вчера в аппарате Бориса Титова. Это не только осужденные, но и те, в отношении кого уголовное преследование было прекращено на этапе следствия.
Именно во вторую группу планировал попасть г-н Махотин. В постановлении Госдумы прописано: прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии, если подозреваемый или обвиняемый против этого не возражает, — это обязанность следователя. Но 19 июля Махотину все же предъявили обвинение и избрали мерой пресечения подписку о невыезде. А 26 июля ведшая дело следователь Екатерина Костина отказала и в удовлетворении ходатайства об амнистии.
По данным следствия, работая без лицензии, «ДжиСиМед» заработал 79,34 млн руб. и тем самым причинил государству ущерб, который необходимо погасить. Такое требование действительно содержится в постановлении Госдумы: чтобы претендовать на амнистию, обвиняемые и осужденные должны вернуть потерпевшим имущество и возместить убытки.
Но по делу Махотина потерпевшим не признан никто. «Ущерб не был причинен ни гражданам, ни организациям, ни государству, — недоумевает адвокат Махотина Сергей Литвиненко. — Судья подменяет понятия: вместо ущерба она вменяет в вину моего клиента извлеченный доход. С этой суммы были уплачены все необходимые налоги, страховые взносы, арендные платежи, зарплаты сотрудникам, наконец. Но где тут ущерб? Кто от этого пострадал?»
Сергей Литвиненко направил в суд жалобу на отказ следователя прекратить преследование Махотина. Но вчера судья Перовского районного суда Москвы Светлана Чумаченко не удовлетворила ее. «Хотя потерпевшим по данному делу никто не признан... ущерб причинен государству и убытки понесло государство. Однако каких-либо сведений о том, что эти убытки возмещены государству, не представлено», — говорится в постановлении суда (копия имеется в распоряжении РБК daily).
Сегодня или завтра адвокат направит в суд апелляционную жалобу.