$5 млрд под угрозой
В счет погашения долга перед акционерами ЮКОСа приставы могут наложить арест на все здания управделами президента, находящиеся за рубежом. Сумма арестованного имущества может достигнуть $5 млрд.
Большие проблемы
В июне этого года французские и бельгийские судебные приставы приступили к исполнению судебных решений об аресте имущества России. Аресты производятся по решению Гаагского суда от 18 июля 2014 года, согласно которому Россия обязана компенсировать «экспроприацию имущества», выплатив бывшим владельцам ЮКОСа $50 млрд.
Представляющий интересы бывших акционеров компании адвокат Тим Осборн говорил, что они готовы преследовать российские государственные активы в 150 государствах.
Речь идет о странах, присоединившихся к Нью-Йоркской конвенции (Конвенция ООН о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений).
Российское правительство уже готовится к массовым арестам своих активов за рубежом. «Проблемы у нас действительно большие», — признается чиновник правительства: предстоят многочисленные аресты и «судилища» на несколько лет. По словам другого чиновника, в правительстве была создана межведомственная рабочая группа, которая оценила, какого именно имущества и на какую сумму может лишиться Россия в результате работы приставов. По его словам, в группу входили, в частности, представители Минфина и Минюста (в обоих ведомствах тему не комментируют).
В отчете Счетной палаты, которая в 2012 году проверяла расходы бюджета на поиск российского имущества за рубежом, говорится, что в реестре объектов, расположенных за пределами России (этот реестр отсутствует в публичном доступе), содержатся сведения о 973 объектах (166 земельных участков и 807 зданий и помещений).
Общая стоимость активов, на которые потенциально может быть наложен арест, составляет не более €4 млрд, делится выводом межведомственной группы правительственный чиновник: «Не больше, даже если по всем углам найдут».
В начале июля вопросы, связанные с защитой российской собственности за рубежом, также обсуждались на закрытом заседании комитета Госдумы по собственности. В нем участвовали чиновники МИДа, силовых структур и государственных банков, отметил РБК председатель комитета Сергей Гаврилов. Участники заседания, в частности, говорили и о нынешнем состоянии российской собственности за рубежом, сообщал РБК один из участников заседания. На этом совещании звучала близкая цифра — около $5 млрд (€4,5 млрд), говорит собеседник РБК, близкий к руководству Госдумы.
Старинные здания
Первым делом будут арестованы все активы ФГУП «Госзагрансобственность», подведомственного управделами президента, говорит чиновник правительства. Именно на этом ФГУПе числятся зарубежные российские здания, не обладающие дипломатическим статусом. ФГУП был создан в 1996 году и осуществляет эксплуатацию федерального недвижимого имущества, расположенного в 70 странах Европы, Америки и Азии, во всех главных столицах мира, говорится на официальном сайте предприятия. Среди его целей и задач три основные: предоставление участков и зданий для российских представителей (органы госвласти, банки, внешнеэкономические объединения и т.п.), ремонт и эксплуатация этих зданий, а также возвращение России потерявшихся и приватизированных объектов. Многие «объекты недвижимого имущества и другие активы РФ, находящиеся за ее пределами, оказались неучтенными и невостребованными, что создало условия для неправомерного использования этого имущества как государствами, на территориях которых оно находится, так и различными российскими и иностранными коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами», писали аудиторы Счетной палаты.
Проанализировав сайт госзакупок, через который ФГУП заказывал ремонт подведомственных зданий, РБК удалось обнаружить порядка 60 объектов по всему миру. Среди них жилое здание 1870 года постройки в Великобритании (там находится представительство РИА Новости), служебно-жилое здание с гаражом военного атташата РФ во Французской Республике 1902 года постройки, здание 1890 года в Париже (там находится представительство ИТАР-ТАСС) и другие. На официальном сайте ФГУПа указаны только четыре объекта — Свято-Николаевский собор в Ницце (Франция), подворье Русской православной церкви в Бари (Италия), Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне (Палестина) и Сергиевское подворье в Иерусалиме (закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Госсобственность»), писала Счетная палата в 2013 году.
«Могут ли арестовывать имущество храмов — вопрос неоднозначный. Очевидно, что храмы не используются в коммерческих целях, но и не в целях отправления государственных функций, — говорит партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Марат Давлетбаев. — С храмами ситуация так же неоднозначна, как и с культурными ценностями. В свое время фирма «Нога» пыталась арестовать в Швейцарии коллекцию картин французских художников из Пушкинского музея. Сначала арест был наложен, но потом его сняли». Тем не менее в середине июня Бельгийское архиепископство уже получило от судебных приставов письмо о ее включении в список организаций, чьи активы подлежат аресту по иску бывших акционеров ЮКОСа.
Без дипломатического статуса
В 2013 году Счетная палата указывала на проблемы с оценкой количества российской собственности за рубежом, оставшейся в наследство от СССР и царской России. Это, в частности, не позволяет установить юридический статус некоторых объектов. Поэтому приставы будут сначала накладывать аресты «на все подряд, а потом со скандалами снимать аресты с активов под иммунитетом», предполагает высокопоставленный собеседник РБК в правительстве. «Более того, могут быть арестованы даже некоторые посольские здания, потому что не каждое такое здание имеет иммунитет. Но этой собственности не так много», — говорит он.
«Здания посольств и других дипломатических служб можно будет арестовать, только если удастся доказать, что они используются не в дипломатических, а в коммерческих целях», — объясняет партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. Имущество дипломатических учреждений, используемое ими для своей работы, обладает абсолютным иммунитетом, но здания, которые сдаются в аренду, могут быть проданы в счет долга.
В Польше, например, часть недвижимости торгового представительства в Варшаве была сдана в долгосрочную аренду коммерческой структуре. Аналогичное положение сложилось в Анголе и ряде других стран, писал в 2010 году завкафедрой финансового контроля Финансового университета при правительстве Сергей Гайдаржи.
В прошлом году было продано с аукциона здание, принадлежащее торговому представительству России в Швеции по иску Франца Зедельмайера, поскольку, по заявлению истца, оно сдавалось под офисы, напоминает Давлетбаев.
Сами здания посольств подпадают под Венскую конвенцию — за них бояться не надо, так как «покушение на них будет равнозначно объявлению войны», категоричен источник в Госдуме. «Последствия очевидны — на территории России будет дан адекватный ответ», — добавляет он. По его словам, на заседании думского комитета по собственности депутаты и чиновники решили создать закрытую рабочую группу, чтобы к осени подготовить пакет законопроектов, призванных дать властям возможность арестовывать зарубежные активы в России.
В секретариате ФГУП «Госзагрансобственность» РБК посоветовали обратиться за комментариями в управделами президента, пресс-секретарь управделами отказался от комментариев. В МИДе на запрос РБК не ответили.
При участии Алисы Штыкиной, Анастасии Напалковой, Елены Мязиной