Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Единороссы предложили отдать половину кинопроката отечественным фильмам

Экспертно-консультативный совет фракции "Единая Россия" одобрил законопроект депутата Роберта Шлегеля, который устанавливает долю отечественных фильмов в российском кинопрокате - не ниже 50%. Сами кинокомпании считают идею Шлегеля нереалистичной: российских картин недостаточно.
Автор законопроекта депутат Роберт Шлегель
Автор законопроекта депутат Роберт Шлегель (Фото: ИТАР-ТАСС)

Одобрение единороссов повышает шансы документа на принятие, поэтому законопроект будет скоро внесен на рассмотрение нижней палаты, рассказал РБК депутат Госдумы Роберт Шлегель. В пояснительной записке к своим поправкам в закон "О государственной поддержке кинематографии РФ" он называет преобладание в прокате фильмов иностранного производства "угрозой национальной безопасности России", а развитие российского кино — "задачей государственной важности".

Поправки подразумевают, что 50-процентная доля в общем количестве показываемых кинотеатрами фильмов должна быть "забронирована" для отечественных лент. Вступить в силу этот документ, по предложению Шлегеля, должен 1 января 2015г. Пока проект одобрен советом "Единой России", который существует для того, чтобы заранее отсеивать популистские и заведомо непроходные законотворческие инициативы.

Плюсы от принятия законопроекта очевидны — это и развитие индустрии в целом, и рабочие места, и налоги, и появление новых режиссеров, говорит Шлегель. "И я не призываю отказываться от качественного зарубежного кино. Но от каких-то низкопробных американских фильмов мы можем отказаться", — подчеркивает он.

В пояснительной записке депутат ссылается на опыт поддержки национального кинематографа Чехии, Франции, Италии, Польши и других стран. "Самым эффективным" он называет Национальный киноцентр Франции, который, по его словам, допускает к телеэкрану только 60% европейских фильмов, 40% из которых должны быть произведены на французском языке. Однако в кинопрокате Франции, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (она ссылается на Национальный киноцентр Франции), в 2013г. доля местных картин в общих кассовых сборах равнялась только 33,8% (в 2012г. их доля была 40,3%).

В остальных европейских странах этот показатель еще меньше: 31% в Италии, 30% в Дании, 20,34% в Польше, 16,5% в Литве, 11,1% в Хорватии, 5,9% в Эстонии, 0,6% в Болгарии. И только в Турции в 2013г. на местные фильмы пришлось 58% всего бокс-офиса, что на 11 процентных пунктов выше, чем в 2012-м.

В России по итогам 2013г. на отечественные фильмы, по данным Movie Research, пришлось 18,2% всех кассовых сборов, или более 8,2 млрд руб. В 2012-м это было только 15,5%, или почти 6,1 млрд руб.

Впрочем, за первый квартал этого года доля российских фильмов в общем бокс-офисе достигла рекордных 34%, что соответствует 4,8 млрд руб. В этот период в прокат вышло сразу несколько картин, ставших хитами. В топ-10 самых кассовых фильмов за январь—март вошли сразу четыре отечественных фильма: «Вий 3D» (1-е место; почти 1,2 млрд руб. сборов), "Елки 3" (2-е место; 895 млн руб.), "Иван Царевич и Серый волк 2" (7-е место; 526 млн руб.) и "Любовь в большом городе 3" (8-е место; 520 млн руб.).

Законопроект Шлегеля — не первая подобная инициатива. В 2012г. вице-спикер Госдумы Сергей Железняк внес похожий законопроект, по которому доля национальных фильмов в прокате должна была превышать 20%. Железняк предусмотрел и наказание за игнорирование квоты — штраф от 100 тыс. до 400 тыс. руб. для юридических лиц.

В пояснительной записке вице-спикер также говорил о зарубежных странах, поддерживающих собственное кинопроизводство квотами на показ иностранных фильмов, и о государственной важности нормы. "Усиление государственной поддержки российского кинематографа", по словам Железняка, необходимо "в целях достижения интересов России". До первого чтения тот законопроект так пока и не дошел.

В феврале 2014г. тему квот в кинопрокате поднял уже министр культуры Владимир Мединский. По его мнению, "квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь". Министр вспоминал Советский Союз, где, по его словам, "советские фильмы собирали хорошую кассу, что бы там не балаболили владельцы сетей, принадлежащих иностранному капиталу".

Владельцы сетей между тем не видят возможности исполнить предложение Шлегеля. Генеральный директор сети кинотеатров "Синема-парк" Андрей Сафронюк считает, что главный вопрос — в количестве российских картин: их сейчас недостаточно. "Режим квотирования и ограничений неэффективен. Рынок должен саморегулироваться, что уже сейчас и происходит: отечественное кинопроизводство активно развивается. В 2013г. доля зрителей российского кино составила 20% от общего количества. Это хороший показатель", — говорит Сафронюк.

Категорически против квотирования и генеральный директор студии Art Pictures Дмитрий Рудовский. "Мы потеряем зрителя, кинотеатры будут закрываться", — уверен Рудовский. Доля российского кино, по его мнению, объективно составляет около 18% и меняется на полпроцента "в зависимости от урожайности года". Как и Сафронюк, он считает, что выйти на такой уровень кинопроизводства, чтобы предложение Шлегеля заработало, не получится.

"Потенциал рынка не беспределен, а господдержка сейчас урезается, условия ее получения ужесточаются. В нынешних условиях второй "Сталинград", например, невозможен", — говорит Рудовский. Этот фильм собрал рекордный для российской картины бокс-офис — 30 млн долл. в мировом прокате и около 52 млн долл. в российском.

Производством военной драмы "Сталинград" занимались студии Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и "Нон-стоп Продакшн" Александра Роднянского и Сергея Мелькумова при участии телеканала "Россия". От государства были получены 25% бюджета, причем в течение нескольких лет.

За последние два года правила выделения субсидий (их устанавливают Фонд кино и Министерство культуры), по словам Рудовского, сильно изменились. "Сокращаются сроки, а если не попадаешь в них — штрафуют. К этому добавляется ограничение по выдаче поддержки на один продукт, изменение соотношения возвратных и невозвратных средств. Большие картины снять невозможно", — перечислил он проблемы с господдержкой киноиндустрии.

Дарья Луганская, 
Михаил Рубин

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Кинопрокат"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Небензя призвал провести расследование из-за массовых захоронений в Газе Политика, 02:09
Медведчук обвинил Турчинова в организации событий в Одессе в 2014 году Политика, 01:50
Китай начал испытания третьего авианосца «Фуцзянь» Политика, 01:42
В США задержали более 1,5 тыс. человек на пропалестинских протестах Общество, 01:25
В парламенте Грузии повысили меры безопасности из-за протестов Политика, 01:10
В Киеве запланировали демонтировать памятник Жеглову и Шарапову Общество, 00:34
В Орловской области из-за дрона повредили объекты энергоструктуры Политика, 00:31
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Поселок в Курской области остался без света после атаки беспилотника Политика, 00:06
«Боруссия» сенсационно обыграла ПСЖ в матче полуфинала Лиги чемпионов Спорт, 00:04
«Цензор.нет» узнал о возможной смене главы Минобороны Украины Политика, 01 мая, 23:58
В Брянской области уничтожили украинский беспилотник Политика, 01 мая, 23:43
Мглою небо кроет: как в России выросло число опасных погодных явлений Общество, 01 мая, 23:40
Протестующие в Тбилиси порвали и сожгли флаг России у здания парламента Политика, 01 мая, 23:28
Госдеп объяснил санкции против кораблей подрывом проекта «Арктик СПГ-2» Политика, 01 мая, 23:20