«Герои не умирают»
В Сахаровском центре прошла панихида по Борису Немцову. Очередь к месту церемонии растянулась на километр, сотни людей не успели попрощаться с политиком.
Очередь перед центром растянулась от набережной Яузы до станции метро «Курская». Церемония длилась четыре часа, все это время родственники – мать Дина Эйдман, вторая жена Екатерина Одинцова и дети Немцова – стояли у гроба. Церемонию прощания вел журналист Павел Шеремет. Ближайшие соратники Немцова по партии «РПР-Парнас» Илья Яшин и Михаил Касьянов, адвокат Генри Резник, экс-сопредседатель «РПР-Парнас» Владимир Рыжков все последние дни занимались организацией панихиды и похорон.
«Это подлое убийство наверняка направлено на то, чтобы отомстить за то, что он [Немцов] делал. А он все годы посвятил тому, чтобы бороться с коррупцией и произволом», – заявил Касьянов. Экс-премьер предположил, что убийцы будут найдены, «если не при этой власти, то при следующей».
Одними из первых в Сахаровский центр приехали вице-премьер Аркадий Дворкович и пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, министр сельского хозяйства Николай Федоров, экс-глава ЦБ Сергей Дубинин, глава «Роснано» Анатолий Чубайс, посол США в России Джон Теффт, глава Роспечати Михаил Сеславинский, предприниматель Михаил Прохоров и его сестра Ирина Прохорова. Проститься с политиком прибыли также председатель правления Сбербанка Герман Греф, председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов, министр по связям с «открытым правительством» Михаил Абызов, бывший министр финансов Алексей Кудрин, руководитель аппарата правительства Сергей Приходько. От Кремля приехал представитель президента в Госдуме Гарри Минх.
Минх отметил, что Немцов был «ярким человеком и политическим деятелем, который не боялся брать на себя ответственность», он «любил жизнь и Россию, и они отвечали ему взаимностью». «За все эти 25 лет не знал ни одного случая, когда Немцов кого‑то предал, хотя это был постоянный соблазн отделиться, отмежеваться», – напомнил собравшимся Чубайс.
Немцов был не похож на нынешних политиков – «они все скучные, а он жизнелюб, легкий человек», вспоминала Наина Ельцина, прибывшая в сопровождении своей дочери Татьяна Дьяченко. «Борис спасал всю свою светлую жизнь себя и свое достоинство, – говорил экс-советник Ельцина, бывший госсекретарь России Геннадий Бурбулис. – Он спасал каждого из нас, спасал Россию, спасал все человечество».
«Жаль, что в нашей стране человек должен умереть жуткой смертью, чтобы люди поняли, что он был великим», – резюмировала общественный деятель Ирина Прохорова.
Некоторые собравшиеся под конец церемонии начали скандировать «Герои не умирают», «Россия без Путина».
«Власть теряет управление над раскрученными ею реакционными силами, хунвэйбинами в новом исполнении», – констатировал академик Юрий Рыжов, бывший посол России во Франции.
Об «атмосфере ненависти», установившейся в обществе, говорил председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен, по его мнению, «спусковым крючком» для убийства Немцова послужила «атмосфера ненависти» (его цитирует телеканал «Дождь»).
«Такая трагическая гибель Бориса Немцова – это знак нам всем, что хватит амбиций и надо всей нашей либерально-демократической оппозиции быть вместе, потому что речь идет и о жизни наших граждан, о сохранении страны, – сказал РБК стоявший в очереди к гробу профессор Андрей Зубов. – Оппозиции сразу же после траурных действий надо предпринимать усилия и, на мой взгляд, формировать что‑то вроде оппозиционного теневого правительства».
Но бывшие соратники Немцова по демократическому движению не уверены, что оно теперь получит новый импульс для развития. Пришедший на панихиду кировский губернатор Белых заявил РБК, что «трагическая смерть Бориса Немцова может способствовать как консолидации демократических сил, так и их большему разобщению».
Сотни людей так и не успели подойти к гробу политика до закрытия церемонии, из толпы выкрикивали требования продлить прощание. Полиция настойчиво просила расходиться и направляла людей к метро.
На Троекуровское кладбище проводить политика в последний путь приехали сотни людей, среди которых были Михаил Касьянов, Григорий Явлинский, Платон Лебедев, Илья Яшин, Геннадий и Дмитрий Гудковы, супруга Алексея Навального Юлия.
При участии Жанны Ульяновой, Александра Артемьева