Госзаказ напополам
Ко второму чтению законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС) депутаты внесут поправки, позволяющие расторгнуть контракт в одностороннем порядке не только заказчику, но и поставщику. Также в новой версии документа предлагается ввести вето на закупку дорогостоящих товаров. Таким образом, парламентарии учли замечания Государственно-правового управления (ГПУ) президента, проект которых оказался в распоряжении РБК daily.
Соответствующие решения были приняты в минувшую пятницу, 1 марта, на совещании с участием помощника президента Эльвиры Набиуллиной, представителей ГПУ, Минфина, Минэкономразвития, ФАС и Госдумы. Ранее ГПУ направило свои замечания к законопроекту о ФКС (проект документа есть в распоряжении РБК daily), одно из них касалось возможности расторжения контракта в одностороннем порядке.
Текущая версия проекта закона, по сути, практически полностью направлена на защиту интересов заказчика. Последний, к примеру, может расторгнуть контракт в случае поставки товаров ненадлежащего качества, при нарушении ассортимента и комплектации товара, срыве сроков и др. При этом поставщик в своих правах ограничен. Так, к примеру, в случае отказа от услуг поставщика заказчик может провести по своему желанию экспертизу. Однако кому предоставляется право рассматривать вопрос о неправомерности и недостоверности проведенной экспертизы, из законопроекта неясно, следует из замечаний ГПУ.
По мнению президентских юристов, документ предоставляет заказчику «практически неограниченные возможности расторжения контракта в одностороннем порядке с учетом необязательности проведения экспертизы и отсутствия конкретных полномочий у контрольного органа». Этот же подход прослеживается и при определении порядка возмещения причиненных убытков, когда заказчику возмещается весь причиненный ущерб, а поставщику — фактически понесенный, отмечают в ГПУ.
Более того, текущая версия законопроекта может привести к возникновению большого количества споров, особенно в сфере строительства, так как «односторонний отказ может последовать фактически за любое отступление от условий контракта», при этом специальное право одностороннего отказа подрядчику не предоставляется, отмечает эксперт Национальной ассоциации институтов закупок, руководитель антимонопольной практики юридической фирмы ART DE LEX Ярослав Кулик.
Парламентарии решили к замечаниям экспертов и президентских юристов прислушаться. Так, одна из поправок, внесенная ко второму чтению, дает право и поставщику расторгнуть контракт в одностороннем контракте в случае «ненадлежащего качества». Данная новелла позволит уравнять в правах заказчиков и поставщиков и приведет к более качественному исполнению обязательств по контракту, уверен председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский. В каких именно случаях поставщик сможет расторгнуть контракт, сейчас должно продумать Минэкономразвития.
Готовы депутаты подправить и еще одну строку, не устроившую ГПУ. Так, для запрета закупок «сверхдорогостоящих» товаров в законопроекте предлагается прописать нормы, позволяющие определить, какой товар является предметом роскоши. Критерии также должно прописать Минэкономразвития, поясняют в Госдуме. Г-жа Набиуллина, ранее занимавшая кресло министра экономического развития, говорила о том, что в законе о ФКС должна быть прописана норма о ценовом потолке госзакупок. Ограничения предлагалось распространить на автомобили, мебель и другие предметы, которые закупают госорганы.