Покупки не грузятся
По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2015 году продажи российских интернет-магазинов могут впервые сократиться – сразу на 5%. На протяжении последних пяти лет рынок рос в среднем на 42,5% в год.
Провальный год
По итогам 2014 года рынок интернет-торговли в России достиг 683 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2013‑м на 27%. В ближайшем будущем аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют резкое замедление роста – в 2014–2018 годах среднее увеличение рынка ожидается на уровне 7% в год.
Самым провальным, по мнению экспертов, будет 2015 год – они ожидают снижения на 5% «в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией», до 650 млрд руб. В 2016‑м рынок начнет медленно расти – до 696,5 млрд руб., затем рост ускорится, и к 2018‑му объем интернет-торговли составит почти 960 млрд руб.
Эксперты компании выделили несколько основных тенденций, формирующих структуру рынка: это развитие мультиканальной стратегии сбыта (крупнейшие игроки параллельно с развитием интернет-каналов развивают сети обычных магазинов и пунктов выдачи товаров), консолидация отдельных сегментов (к примеру, в 2014 году произошло объединение «Сотмаркета», «Ютинета» и гипермаркета E96), развитие мобильных приложений, рост объема мобильной рекламы в приложениях интернет-магазинов и развитие мобильных платежей.
По данным J’son & Partners, на российском рынке интернет-торговли работают более 40 тыс. компаний. Самыми высококонкурентными аналитики назвали сегменты «Бытовая техника и электроника», «Одежда и обувь», «Доставка блюд», что объясняется низкими входными барьерами для продавцов. Исследователи также отмечают рост доли продаж электронных книг.
В 2015 году сохранится тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов; эксперты также считают, что из‑за нестабильной экономической ситуации и ослабления рубля замедлится развитие розничных сетей и снизится доля трансграничной торговли, сократится количество игроков в сегменте «Купонные сервисы».
При этом продолжат развиваться онлайн-гипермаркеты, предоставляющие смешанный ассортимент товаров, а также мобильная составляющая интернет-торговли.
Россияне консервативны в средствах оплаты – основным способом остаются наличные (65%), банковскими картами оплачено лишь 25% покупок. Впрочем, аналитики отмечают, что доля наличных платежей постепенно снижается, а доля электронных платежей, наоборот, – по сравнению с 2013 годом выросла в два раза.
Лидеры роста
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля товаров, оплаченных электронными платежами, составляет около 3% всего розничного рынка в России, а к 2020 году она может увеличиться до 10%. Объем рынка электронной коммерции в 2014 году ассоциация оценила в $20 млрд против $17 млрд в 2013‑м, для сравнения, рынок Германии в прошлом году вырос до $52 млрд, Великобритании – до $120 млрд, Китая – до $193 млрд, США – до $264 млрд. По информации АКИТ, лишь половина российских интернет-пользователей совершает покупки онлайн, а в Европе и США этот показатель превышает 80%, при этом средний чек отечественной интернет-покупки значительно меньше.
При этом оценки ассоциации о перспективах трансграничной торговли расходятся с прогнозами J’son & Partners Consulting: по расчетам АКИТ, в 2015 году этот сегмент составит до 60% всего российского e-commerce (в 2013 году было 20%). Сейчас 70–80% зарубежных интернет-покупок россияне совершают у китайских компаний, подсчитали в АКИТ.
Руководитель отдела стратегического анализа и сценарного правления компании «Юлмарт» Николай Валиотти считает, что в сложной экономической ситуации покупатели в поисках выгодной цены будут активнее переходить из офлайна в онлайн. При этом выиграют те участники рынка, которые предлагают диверсифицированный ассортимент, то есть не только бытовую технику и электронику, но и товары повседневного спроса. «Возможно, онлайн-ретейлеры за счет инфляции смогут сохранить прежние объемы продаж или даже продемонстрировать рост. С другой стороны, нельзя исключать сценарий, при котором нефть продолжит падать, рубль – дешеветь, а покупательская способность опустится до крайне низкого уровня. Сейчас экономические показатели могут меняться очень быстро», – сказал Валиотти.
Представитель «М. Видео» отметил, что в 2014 году продажи компании через интернет выросли на 90%, долгосрочные прогнозы она не строит. «Конечная стоимость техники в этом году будет зависеть от колебаний курса рубля и реакции на них производителей и поставщиков. Соответственно, вслед за этими показателями будет «двигаться» рынок». Интернет-торговля продолжит рост, возможно, не такой стремительный, за счет развития интернет-технологий в регионах», – пояснил представитель «М. Видео».
В кризисный год потребители будут больше внимания обращать на цену и функциональные характеристики товара и меньше значения придавать имиджу, считает начальник управления интернет-продвижения группы «Связной» Михаил Морозов. Падение курса рубля может привести к снижению числа зарубежных покупок по ряду категорий, в частности, возможно сокращение объемов интернет-продаж из стран евро- и долларовой зоны, прогнозирует Морозов. «Нужно понимать, что цены на импортные товары, продаваемые в России, также выросли, поэтому совершение покупок за границей по‑прежнему оправданно. Скорее всего, клиенты будут просто более сдержанно подходить к потреблению в принципе, ограничивая себя в желаниях», – пояснил он РБК.
Наиболее эффективная стратегия в условиях кризиса – сочетание онлайн- и офлайн-каналов, когда клиент получает симметричный объем товаров и сервисов в любом из каналов, считает Морозов: «Сегодня это уже не «прихоть» ретейлера, а следование четко оформившемуся тренду потребительского поведения. Раньше потоки онлайн- и офлайн-клиентов практически не пересекались. Но сегодня доля «мультиканальных» клиентов – тех, кто покупает и в офлайне, и в онлайне – быстро растет. Она составляет примерно 15% от общего числа посетителей магазинов».
«Вопреки прогнозам, в 2015‑м мы зафиксировали рост продаж, снижения спроса в наступившем году мы не заметили», – заявил РБК заместитель гендиректора онлайн-маркета Ozon.ru Дэнни Перекальски. По его словам, особенно активно растут сегменты «детские товары», «электроника», «товары для дома» и «путешествия».