Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Российский авторынок - 2013: догнать и перегнать Европу

Так повелось, что качественные итоги ушедшего года подводятся в его конце, а подведение количественных — удел года следующего. Эйфория новогодних праздников позади, а это значит, что пришло время продолжать работу.
Фото: РБК
Фото: РБК

В 2012г. российский рынок практически достиг планки в 3 млн проданных автомобилей: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) составили 2 млн 935 тыс. 111 шт., что на 11% выше, чем результат 2011г. В абсолютных цифрах прирост составил 281 тыс. 308 проданных легковушек и LCV. Таким образом, отечественный рынок ненамного, но все-таки преодолел рекордный для себя предкризисный 2008г. Тогда автопроизводителям удалось продать 2 млн 918 тыс. машин. Однако нужно взглянуть на рынок внимательнее.

Кроссоверы и "бюджетка"

Пресловутое стремление наших сограждан приобрести автомобиль побольше, а значит, попрестижнее уже не первый год определяет рыночную тенденцию: быстрее всего в последние несколько лет рос сегмент кроссоверов.

Так, по данным компании "Рольф", доля рынка кроссоверов всех классов составила 28,4%, что выше показателей 2011г. на 8,4 процентных пункта. Если же брать во внимание рост продаж по моделям, то причина такого солидного прироста становится понятной. Cамым популярным кроссовером среди иностранных брендов в России стал Renault Duster. По данным АЕБ, его продажи в 2012г. взлетели с нуля до отметки 47 тыс. 344 машины. Ненамного отстает от лидера Nissan Qashqai с 36 тыс. 793 проданными автомобилями (+4%), ему в спину дышат Kia New Sportage и Volkswagen Tiguan (32 тыс. 716 и 31 тыс. 272 проданных автомобиля, рост на 37% и 70% соответственно).

Еще одним драйвером роста рынка в прошедшем году, безусловно, стал сегмент бюджетных автомобилей. Доля средств передвижения "входного" уровня, таких как Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan и Renault Sandero выросла на 2,3 процентных пункта - до 20,6%. Самым популярным "бюджетником-иностранцем" стал Hyundai Solaris. Корейский автомобиль за время своего присутствия на российском рынке воистину завоевал звание народного, ведь даже название для него выбрали сами российские потребители, пусть даже и из предложенного списка.

Неизвестно, стал бы кореец столь же популярным, называйся он i25, Spirit, iD или Axis. Впрочем, еще один народный автомобиль, название которому тоже придумали наши соотечественники - Lada Granta, - также оправдал ожидания, возложенные на него уже руководством АВТОВАЗа. "Гранта" стала второй по популярности машиной в РФ (121 тыс. 151 машина нашла своего владельца в 2012г.), лишь каких-то четырех тысяч не дотянув до верхней строчки рейтинга популярности по версии АЕБ, которую заняла Lada Priora. Правда, стоит заметить, что продажи "Приор" в ушедшем году снизились на 9% - до 125 тыс. 951 шт., так что у "Гранты" есть все шансы стать в следующем году самым популярным автомобилем в России.

Ешь ананасы, рябчиков...

Премиум-сегмент российского рынка не остался в стороне от общей тенденции. Лидером роста по итогам прошедшего года стал Audi - продажи автомобилей из Ингольштадта увеличились на 44%, до 33 тыс. 512 шт., их соотечественники из BMW и Mercedes-Benz росли на треть и идут практически наравне: 40 тыс. 144 шт. против 41 тыс. 438 шт. соответственно.

"Премиальный сегмент с каждым годом становится более популярным у россиян. Основная причина в том, что активное расширение модельных линеек за счет автомобилей младших классов снижает "входную" стоимость в число владельцев автомобиля премиальных брендов и позволяет завоевать новую целевую аудиторию, которая раньше рассматривала для покупки только масс-бренды", - отмечает главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф" Татьяна Луковецкая.

Почем автомобиль для народа?

Как выяснили аналитики агентства "Автостат", второй год подряд самыми дорогими на российском рынке стали именно автомобили Mercedes-Benz, средневзвешенная цена которых по итогам 2012г. составила 109,8 тыс. долл., увеличившись за год на 1 тыс. долл. На втором месте в рейтинге "Автостата" значится Lexus — средняя цена на автомобили этой марки составила 98,4 тыс. долл. Тройку замкнули люксовые внедорожники под маркой Land Rover (78,1 тыс. долл.).

В верхне-среднем ценовом сегменте весь пьедестал заняли представители страны Восходящего солнца. Лидером ценового рейтинга здесь стала Toyota (47,5 тыс. долл.), серебро за Subaru (45,7 тыс. долл.), бронза у Honda (40,7 тыс. долл.).

Средний класс уже более многонационален: Suzuki, Skoda и Citroen (27,8 тыс., 27,4 тыс. и 26 тыс. долл. соответственно). Популярные у россиян Hyundai, Kia, Opel и Ford утвердились в ценовом диапазоне от 24,8 тыс. долл. до 26 тыс. долл. К слову сказать, продукция АВТОВАЗа перестала быть самой доступной, причем еще в 2011г., отмечают аналитики "Автостата". Пальму первенства в номинации "Самое недорогое транспортное средство" второй год держит узбекско-корейская Daewoo, цены на их автомобили находятся в пределах 9,5 тыс. долл. Объясняется это прекращением производства Lada классического семейства, предлагавших самую низкую цену.

Наперегонки с немцами

По словам Т.Луковецкой, не исключено, что российский авторынок может стать крупнейшим рынком Европы в 2013г., обогнав Германию.

"Объем продаж, по нашему пессимистическому сценарию, составит 3,01 млн автомобилей, или рост на 1,5% по сравнению с 2012г. Оптимистический сценарий предполагает рост в 7,4% - до 3,19 млн автомобилей", - говорит эксперт.

При этом Т.Луковецкая называет ряд трендов, которые будут оказывать существенное влияние на развитие российского авторынка.

Так, по ее мнению, продажи иномарок бюджетного и премиального сегментов, а также кроссоверов будут расти как за счет того, что граждане будут пересаживаться на новые автомобили со старых (по данным "Рольфа", около 50% российского автопарка старше 10 лет), так и за счет вывода на рынок новых моделей. "Мы ожидаем, что доля кроссоверов на российском рынке в 2013г. вырастет на 2,4 п.п. и составит около 28%", - поясняет она.

Еще одним фактором, который будет способствовать увеличению объемов продаж, станет расширение производственных мощностей автоконцернов, работающих в России.

"Это позволит увеличить доступность наиболее востребованных моделей, например Renault Duster", - говорит Т.Луковецкая.

Продолжится тренд снижения доли рынка отечественных брендов. Прежде всего, за счет того, что АВТОВАЗ отдал часть мощностей под локальное производство моделей Renault и Nissan, а другие российские автопроизводители не планируют серьезного увеличения производственных мощностей, отмечают в "Рольфе".

"Таким образом, 2013г. будет логичным продолжением 2012г. - рынок уже стабилизировался и плавно развивается. В случае если экономическая ситуация будет стабильной, это прибавит уверенности россиянам и они не станут откладывать покупку автомобиля "на потом", - подытоживает Т.Луковецкая.

Олег Болашев, РБК

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
ИГ взяла ответственность за взрыв в Кабуле, при котором погиб министрПолитика, 07:43
Таланты в условиях «голода»: как сохранить ценных сотрудниковРБК и Битрикс24, 07:42
Бумаги «квазииностранцев» на Мосбирже переведут в третий эшелонФинансы, 07:30
Не все козыри: в чем преимущества нового Tank 700Стиль, 07:30
Как развивается рынок цифровых финансовых активов в РоссииОтрасли, 07:22
В Техасе самолет врезался в автомобили и разломился пополамОбщество, 07:11
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономикуPro, 07:01
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
K-pop и Билли Айлиш заместили россиян в хит-парадах постсоветских странТехнологии и медиа, 07:00
Глава ФБР объяснил свое решение уйти в отставкуПолитика, 07:00
Как геймификация помогает бизнесуОтрасли, 06:50
Избежавший импичмента Юн Сок Ёль заявил, что будет бороться до концаПолитика, 06:47
Сотрудники ФСБ задержали в ДНР подозреваемого в пособничестве терактуПолитика, 06:18
Совет управляющих МАГАТЭ проведет экстренное заседание по запросу КиеваПолитика, 06:13
В Сирии вооруженная толпа сожгла мавзолей отца Башара АсадаОбщество, 05:51