Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Российский авторынок - 2013: догнать и перегнать Европу

Так повелось, что качественные итоги ушедшего года подводятся в его конце, а подведение количественных — удел года следующего. Эйфория новогодних праздников позади, а это значит, что пришло время продолжать работу.
Фото: РБК
Фото: РБК

В 2012г. российский рынок практически достиг планки в 3 млн проданных автомобилей: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) составили 2 млн 935 тыс. 111 шт., что на 11% выше, чем результат 2011г. В абсолютных цифрах прирост составил 281 тыс. 308 проданных легковушек и LCV. Таким образом, отечественный рынок ненамного, но все-таки преодолел рекордный для себя предкризисный 2008г. Тогда автопроизводителям удалось продать 2 млн 918 тыс. машин. Однако нужно взглянуть на рынок внимательнее.

Кроссоверы и "бюджетка"

Пресловутое стремление наших сограждан приобрести автомобиль побольше, а значит, попрестижнее уже не первый год определяет рыночную тенденцию: быстрее всего в последние несколько лет рос сегмент кроссоверов.

Так, по данным компании "Рольф", доля рынка кроссоверов всех классов составила 28,4%, что выше показателей 2011г. на 8,4 процентных пункта. Если же брать во внимание рост продаж по моделям, то причина такого солидного прироста становится понятной. Cамым популярным кроссовером среди иностранных брендов в России стал Renault Duster. По данным АЕБ, его продажи в 2012г. взлетели с нуля до отметки 47 тыс. 344 машины. Ненамного отстает от лидера Nissan Qashqai с 36 тыс. 793 проданными автомобилями (+4%), ему в спину дышат Kia New Sportage и Volkswagen Tiguan (32 тыс. 716 и 31 тыс. 272 проданных автомобиля, рост на 37% и 70% соответственно).

Еще одним драйвером роста рынка в прошедшем году, безусловно, стал сегмент бюджетных автомобилей. Доля средств передвижения "входного" уровня, таких как Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan и Renault Sandero выросла на 2,3 процентных пункта - до 20,6%. Самым популярным "бюджетником-иностранцем" стал Hyundai Solaris. Корейский автомобиль за время своего присутствия на российском рынке воистину завоевал звание народного, ведь даже название для него выбрали сами российские потребители, пусть даже и из предложенного списка.

Неизвестно, стал бы кореец столь же популярным, называйся он i25, Spirit, iD или Axis. Впрочем, еще один народный автомобиль, название которому тоже придумали наши соотечественники - Lada Granta, - также оправдал ожидания, возложенные на него уже руководством АВТОВАЗа. "Гранта" стала второй по популярности машиной в РФ (121 тыс. 151 машина нашла своего владельца в 2012г.), лишь каких-то четырех тысяч не дотянув до верхней строчки рейтинга популярности по версии АЕБ, которую заняла Lada Priora. Правда, стоит заметить, что продажи "Приор" в ушедшем году снизились на 9% - до 125 тыс. 951 шт., так что у "Гранты" есть все шансы стать в следующем году самым популярным автомобилем в России.

Ешь ананасы, рябчиков...

Премиум-сегмент российского рынка не остался в стороне от общей тенденции. Лидером роста по итогам прошедшего года стал Audi - продажи автомобилей из Ингольштадта увеличились на 44%, до 33 тыс. 512 шт., их соотечественники из BMW и Mercedes-Benz росли на треть и идут практически наравне: 40 тыс. 144 шт. против 41 тыс. 438 шт. соответственно.

"Премиальный сегмент с каждым годом становится более популярным у россиян. Основная причина в том, что активное расширение модельных линеек за счет автомобилей младших классов снижает "входную" стоимость в число владельцев автомобиля премиальных брендов и позволяет завоевать новую целевую аудиторию, которая раньше рассматривала для покупки только масс-бренды", - отмечает главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф" Татьяна Луковецкая.

Почем автомобиль для народа?

Как выяснили аналитики агентства "Автостат", второй год подряд самыми дорогими на российском рынке стали именно автомобили Mercedes-Benz, средневзвешенная цена которых по итогам 2012г. составила 109,8 тыс. долл., увеличившись за год на 1 тыс. долл. На втором месте в рейтинге "Автостата" значится Lexus — средняя цена на автомобили этой марки составила 98,4 тыс. долл. Тройку замкнули люксовые внедорожники под маркой Land Rover (78,1 тыс. долл.).

В верхне-среднем ценовом сегменте весь пьедестал заняли представители страны Восходящего солнца. Лидером ценового рейтинга здесь стала Toyota (47,5 тыс. долл.), серебро за Subaru (45,7 тыс. долл.), бронза у Honda (40,7 тыс. долл.).

Средний класс уже более многонационален: Suzuki, Skoda и Citroen (27,8 тыс., 27,4 тыс. и 26 тыс. долл. соответственно). Популярные у россиян Hyundai, Kia, Opel и Ford утвердились в ценовом диапазоне от 24,8 тыс. долл. до 26 тыс. долл. К слову сказать, продукция АВТОВАЗа перестала быть самой доступной, причем еще в 2011г., отмечают аналитики "Автостата". Пальму первенства в номинации "Самое недорогое транспортное средство" второй год держит узбекско-корейская Daewoo, цены на их автомобили находятся в пределах 9,5 тыс. долл. Объясняется это прекращением производства Lada классического семейства, предлагавших самую низкую цену.

Наперегонки с немцами

По словам Т.Луковецкой, не исключено, что российский авторынок может стать крупнейшим рынком Европы в 2013г., обогнав Германию.

"Объем продаж, по нашему пессимистическому сценарию, составит 3,01 млн автомобилей, или рост на 1,5% по сравнению с 2012г. Оптимистический сценарий предполагает рост в 7,4% - до 3,19 млн автомобилей", - говорит эксперт.

При этом Т.Луковецкая называет ряд трендов, которые будут оказывать существенное влияние на развитие российского авторынка.

Так, по ее мнению, продажи иномарок бюджетного и премиального сегментов, а также кроссоверов будут расти как за счет того, что граждане будут пересаживаться на новые автомобили со старых (по данным "Рольфа", около 50% российского автопарка старше 10 лет), так и за счет вывода на рынок новых моделей. "Мы ожидаем, что доля кроссоверов на российском рынке в 2013г. вырастет на 2,4 п.п. и составит около 28%", - поясняет она.

Еще одним фактором, который будет способствовать увеличению объемов продаж, станет расширение производственных мощностей автоконцернов, работающих в России.

"Это позволит увеличить доступность наиболее востребованных моделей, например Renault Duster", - говорит Т.Луковецкая.

Продолжится тренд снижения доли рынка отечественных брендов. Прежде всего, за счет того, что АВТОВАЗ отдал часть мощностей под локальное производство моделей Renault и Nissan, а другие российские автопроизводители не планируют серьезного увеличения производственных мощностей, отмечают в "Рольфе".

"Таким образом, 2013г. будет логичным продолжением 2012г. - рынок уже стабилизировался и плавно развивается. В случае если экономическая ситуация будет стабильной, это прибавит уверенности россиянам и они не станут откладывать покупку автомобиля "на потом", - подытоживает Т.Луковецкая.

Олег Болашев, РБК

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Экс-тренер «Вашингтона» раскритиковал медлительность Овечкина в плей-офф Спорт, 11:35
В Москве перекроют движение в центре и переходы из-за репетиции парада Общество, 11:35
Общение, а не импортозамещение: что заботит топ-менеджеров в IT-сфере Pro, 11:30
Министры обороны России и Киргизии подписали два соглашения в Астане Политика, 11:21
Компании из РФ и Казахстана договорились о развитии энергоэффективности Отрасли, 11:20
ФСБ сообщила, что готовившим теракт в Волгограде 17 лет Общество, 11:18
ФТС обвинила страны Балтии и Финляндию в саботаже на границе Политика, 11:12
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В РФС объяснили, почему не перенесли матч «Сочи» после отравления игроков Спорт, 11:12
Шойгу предупредил о катастрофических последствиях ударов по ЗАЭС Политика, 11:11
Hürriyet сообщила о подготовке визита Эрдогана в США 9 мая Политика, 11:10
Как отрасль автоперевозок адаптировалась к новым вызовам Отрасли, 11:07
Мужчина погиб при обстреле села в Курской области Политика, 11:04
В каких случаях бизнес может обратиться в суд ЕАЭС Pro, 11:02
Совбез Белоруссии предупредил об угрозе конфликтов на границе Политика, 11:01