Валютная война с роскошью
Валютные войны добрались до производителей роскоши. Ведущий в мире игрок на этом рынке LVMH предупредил, что ослабление других валют по отношению к евро может принести проблемы европейским экспортерам уже в этом году. Индекс бигмака, рассчитываемый журналом The Economist, свидетельствует, что уже сейчас евро переоценен по отношению к доллару на 12%.
Глава крупнейшего в мире производителя роскоши Бернар Арно упомянул о «валютных войнах», когда отчитывался об успехах своего бизнеса по итогам 2012 года. Прибыль LVMH выросла на 12%, до 3,4 млрд долл., выручка — на 19%, до 28,1 млрд долл., несмотря на опасения, что рынок роскоши может пострадать от замедления мировой экономики. Г-н Арно уверен, что и в 2013 году его компания будет чувствовать себя уверенно, однако не исключил, что колебания на валютных рынках могут негативно повлиять на LVMH. Существует риск валютных войн, девальваций, направленных на рост конкурентоспособности, который может привести в 2013 году к сценарию, при котором ряд валют подешевеет по отношению к евро, отметил Бернар Арно. По его словам, укрепление евро «к сожалению, выглядит ожидаемым <…> и рискует оказать негативное влияние на бизнес французских экспортеров». Чтобы компенсировать укрепление евро, LVMH готова повышать цены на свою продукцию.
При этом LVMH не единственный производитель товаров класса люкс, который ожидает проблем от укрепления евро. Швейцарская Richemont, владеющая брендами Cartier и Vacheron Constantin, отчитываясь 21 января о росте продаж на 9% за первые девять месяцев финансового года (заканчивается в марте), отметила положительное влияние на показатель предшествовавшего ослабления евро по отношению к доллару. При этом ранее компания предупреждала, что в дальнейшем ее финансовые показатели могут ухудшить «менее благоприятные обменные курсы».
Проблема с ростом курса евро связана в первую очередь с расхождением монетарной политики в европейском валютном союзе с действиями ФРС США и Банка Англии. Последние давно проводят политику количественного смягчения экономики, а в последние пару месяцев к ним присоединился и Банк Японии, действия которого также привели ослаблению евро. С июня прошлого года евро укрепился на 6% по отношению к валютам основных торговых партнеров региона, в то время как стоимость доллара и фунта оставалась стабильной, а иена подешевела на 14%, подсчитали в Capital Economics.
О том, что евро сейчас переоценен, свидетельствует и индекс бигмака, рассчитываемый британским журналом The Economist на основе теории паритета покупательной способности, по которой стоимость такого стандартного продукта, как бургер, должна быть примерно одинаковой по всему миру. Из него следует, что сейчас евро переоценен по отношению к доллару на 12%, в то время как летом прошлого года его стоимость была справедливой. Иена сейчас недооценена по отношению к доллару на 19%.
Евро укрепляется на протяжении шести месяцев подряд к доллару и иене. В пятницу единая европейская валюта достигла 14-месячного пика по отношению к американской — за евро давали 1,3657 долл. «Укрепление евро угрожает положить конец ускорению (европейского) экспорта после предыдущего ослабления валюты в 2011 и начале 2012 года. И если он останется на текущих уровнях или продолжит укрепляться, рост экспорта полностью остановится», — опасается экономист Capital Economics Джонатан Лойнс. По его словам, сравнение экономической активности в США и Европе свидетельствует о справедливом курсе евро в 1,1 долл.