Red Wings приземлили
Росавиация приостановила действие свидетельства эксплуатанта авиакомпании Red Wings. 15 тыс. пассажиров, уже купивших билеты перевозчика, будут перевезены другими авиакомпаниями.
В пятницу Red Wings сообщила о том, что с 21 часа воскресенья, 3 февраля, она прекращает полеты. Причиной стало решение Росавиации о приостановке действия свидетельства эксплуатанта авиакомпании. «В настоящее время Red Wings испытывает дефицит финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности, что не позволяет перевозчику должным образом поддерживать высокий уровень безопасности полетов, предъявляемый воздушным законодательством к коммерческим авиакомпаниям. Были констатированы многочисленные существенные нарушения в организации летной работы, техническом обслуживании воздушных судов, подготовке пилотов и прочие недостатки в деятельности авиакомпании, имеющие системный характер», — отмечается в сообщении Росавиации. Агентство отдельно отмечает, что это решение никак не связано с катастрофой самолета Ту-204, произошедшей 29 декабря прошлого года (погибли пять человек).
Всего, по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), авиакомпания продала более 15 тыс. билетов на регулярные рейсы вплоть до октября 2013 года. 8 тыс. пассажиров должно быть перевезено в феврале, 2 тыс. человек — в марте. Как сообщает официальный представитель аэропорта Внуково, доля Red Wings в общем пассажиропотоке аэропорта в 2012 году составила 7,5%. С 2012 года авиакомпания регулярно летала по семи направлениям: Махачкала, Омск, Уфа, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Челябинск. Кроме того, авиакомпания осуществляла чартерные рейсы в Анталью, Хургаду, Стамбул, Шарм-эш-Шейх, Барселону, Бургас и другие города. «Текущей задолженности за 2012 год перед Внуково у авиакомпании нет», — отмечает официальный представитель аэропорта. Представитель Росавиации отметил, что до 20 марта пассажиры Red Wings по билетам этой авиакомпании смогут воспользоваться услугами других перевозчиков, в частности «Аэрофлота» и «ВИМ-Авиа».
Сообщение о приостановке деятельности Red Wings появилось сразу после сообщения Следственного комитета РФ о том, что ведомство проверит обоснованность отказа в отзыве лицензии после аварии ее самолета. «Следствие считает необходимым выяснить адекватность мер, принятых авиакомпанией Red Wings после аварии ее самолета Ту-204 во Внуково в декабре 2012 года», — отметили в СК.
Собственник Red Wings предприниматель Александр Лебедев отметил РБК daily, что решение Росавиации было для него неожиданным и он рассчитывает на вмешательство правительства в этот спор, поскольку его авиакомпания является крупнейшим эксплуатантом отечественных самолетов. Закрытие авиакомпании спровоцирует недоверие к российским самолетам и проблемы у лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), в собственности которой находится 18 таких лайнеров.
На сегодняшний день Red Wings эксплуатирует семь самолетов Ту-204, которые принадлежат ИФК. По Гражданскому кодексу самолеты могут быть изъяты за нарушение порядка лизинговых платежей, отмечает руководитель Центра воздушного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Олег Аксаментов. «Лизингодатель может изъять предмет лизинга, не обращаясь в суд. Авиакомпания должна вернуть его добровольно. Но ее долги при этом останутся», — уверяет юрист. Представитель ИФК отмечает: если Red Wings будет закрыта, то лизинговая компания будет проводить ремаркетинг самолета. «Эти самолеты зарекомендовали себя хорошо, значит, они будут востребованы на рынке», — отмечает официальный представитель ИФК.
По финансово-экономическому состоянию можно приостановить полеты значительного количества авиакомпаний, однако Росавиация использует этот критерий далеко не во всех случаях, признает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Решение о приостановке действия сертификата совпало с заявлением представителя Следственного комитета о том, что авиационные власти не приняли должных мер в связи с катастрофой Ту-204. Кредиторы Red Wings до настоящего времени не подавали иски о банкротстве, что говорит об их надежде получить средства. После остановки полетов большая часть требований уже не будет удовлетворена», — отмечает эксперт.