Лондонские кебы спасены
Китайский автопроизводитель Zhejiang Geely Holding станет новым владельцем легендарного черного лондонского такси. Компания купит обанкротившуюся британскую Manganese Bronze Holdings (MBH), которая выпускала культовые кебы с 1948 года. Сделка позволит Geely укрепиться на европейском рынке.
Geely заплатит 11,03 млн фунтов стерлингов за 80,03% акций MBH. «Несмотря на текущие проблемы, мы верим в компанию и потенциал черных кебов», — заявил председатель совета директоров Geely Ли Шуфу. Новый владелец, которому уже принадлежала доля в 19,97% в MBH, пообещал продолжить сборку кебов на заводе в Ковентри. Помимо акций Geely отошли завод, оборудование, имущество, права на интеллектуальную собственность, торговую марку, а также 48-процентная доля MBH в СП с Geely в Шанхае.
«Поглощение позволит Geely получить доступ к технологиям, а также улучшить сеть дистрибуции в Великобритании», — приводит газета South China Morning Post слова аналитика Daiwa Capital Markets Джеффа Чанга. В то же время аналитик Nomura Securities Стив Мэн отметил, что у MBH устаревшая линейка автомобилей — последняя модель TX4 производится с 2006 года. «MVH требуется разработка и производство новых такси. Geely сможет ей в этом помочь», — цитирует BBC профессора Бизнес-школы при Университете Ковентри Дэвида Бэйли.
Manganese Bronze терпела постоянные убытки с 2007 года. По итогам первого полугодия прошлого года убытки компании до уплаты налогов составили 3,6 млн фунтов. В начале октября Manganese Bronze отозвала 400 автомобилей новой модели TX4 и приостановила их продажи из-за неисправности в рулевом управлении. Дела шли настолько плохо, что акции компании сняли с торгов — за год они подешевели на 70%, до 10 пенсов за штуку, что довело капитализацию компании до 3 млн фунтов.
Еще шесть лет назад Manganese Bronze стоила в 80 раз дороже. Она полностью контролировала рынок такси в Лондоне — только фирменным черным кебам разрешалось развозить пассажиров, так как эти автомобили могли развернуться на 180 градусов при диаметре поворота до 7,5 м (таким образом, они не мешали конным экипажам). Но в 2008 году на местный рынок допустили минивэны Mercedes-Benz Vito. И немецкая компания быстро «отъела» себе четверть рынка. В конце этого года в продажу поступят новые такси японской Nissan, что усилит давление на британского производителя.
Вместе с тем черные кебы уже пятый год подряд признаются лучшими в мире, по версии Hotels.com. В прошлом году за них проголосовали 11% пассажиров (на втором месте — нью-йоркское желтое такси с 6,4% голосов). Респонденты отмечали, что водители кебов прекрасно знают местность, дружелюбны, хорошо водят, в их автомобилях всегда чисто и в целом пассажиры чувствуют себя безопасно.