Спонсоры и чемпионы обеспечивают успех ледовым шоу в РФ
"Нет традиции зрелищности, – объясняет обращение к западным лекалам в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор Stage Entertainment Россия Дмитрий Богачев. – Отечественные продюсеры, которые пытаются создавать ледовые спектакли и шоу, пока находятся в стадии поиска, проб и ошибок. Рынок только формируется".
Но, несмотря на малый опыт, уже можно говорить о российской модели этого бизнеса. К примеру, западный подход предполагает ежегодную постановку 5 ледовых шоу, которые обкатываются на 5 континентах (модель компании Nice Holiday) – в результате отбираются лучшие проекты, которые эксплуатируются и дальше. В то время как российская модель делает ставку не на сценарий и технические характеристики (звуковая инсталляция, свет, декорации, костюмы), а на "звездный" состав фигуристов.
"Зрителю интересно видеть на афише 5 олимпийских чемпионов, а не 5 разных шоу, где много-много неизвестных людей и всего одна звезда", – озвучивает этот подход Антон Сихарулидзе, олимпийский чемпион и председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту. Действительно, к чему усложнять: "За последние 8 лет у нас были фантастические успехи в фигурном катании и яркие лидеры, такие как Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Ирина Слуцкая, пары: Елена Бережная – Антон Сихарулидзе, Татьяна Тотьмянина – Максим Маринин и т.д. Мы целой командой выиграли все, что существует на земном шаре", – продолжает эксперт. К тому же шоу с декорациями и без звезд обходятся гораздо дороже (известные сказки Уолта Диснея и др.).
Российским продюсерам не пришлось ломать голову. Правда, гонорары именитых спортсменов достигают от 3 до 15 тысяч долларов за выступление. "Один известный фигурист, который входит, может быть, в тройку лучших в мире, запросил около 150-200 тысяч долларов за 16 представлений, – сетует Д.Богачев. – Это много. Бюджет этих конкретных 16 представлений в Москве составляет почти 1 млн долларов:150-200 тысяч – это 15-20% всего бюджета!".
Иными словами, эпидемия звездной болезни задела и фигурное катание. Евгений Плющенко, в отличие от А.Сихарулидзе, отказался принять участие в программе РБК-ТВ бесплатно. "Наши ледовые шоу по количеству городов, по оплате спортсменов абсолютно конкурентоспособны с зарубежными. Более того, здесь интереснее", – подтверждает диагноз А.Сихарулидзе, пять лет проработавший в американском "Stars on ice".
Однако "российских подход" требует новых медалей в спорте и постоянного пополнения олимпа новыми лицами, когда позиции российских спортсменов, судя по последнему чемпионату Европы, несколько пошатнулись. "Сейчас очень тяжело, – соглашается А.Сихарулидзе. – Наше поколение полностью ушло, а новое еще не готово…". То есть последние блистательные победы российских фигуристов обязаны, скорее, инерции советской школы, по окончании которой наметился провал. Теперь нужно ждать нового поколения – видимо, поколения конца 90-ых, начала 2000-ых.
Оставляют желать лучшего и российские ледовые дворцы. Хотя и нельзя говорить об их дефиците, но эксплуатировались они, как правило, последние 15 лет не по назначению. "Кроме Дворца спорта в Лужниках и Ледового дворца на Ходынке, других площадок не рассматриваем, – говорит в заключение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ о московской специфике Д.Богачев. – Не устраивают по вместимости или по параметрам льда, по удаленности".
Остается добавить, что, по мнению экспертов, в России билетами окупается не более 40% затрат на шоу, остальное – спонсорские деньги. "И я вижу заинтересованность спонсоров, инвесторов во всем, что связано с фигурным катанием", – заключает А.Сихарулидзе.