Лента новостей
В США два человека погибли при падении самолета времен войны 04:58, Общество Жители Донбасса получили помощь на €15,3 млн благодаря папе римскому 04:51, Общество Киноакадемия США изменила формат награждения из-за пожаров в Калифорнии 04:30, Общество Чек-лист: 5 лайфхаков для дома в сезон простуд 04:23, РБК и Philips Трамп сравнил лесные пожары в Калифорнии с «монстром» 03:58, Общество Шредер раскритиковал политику США и призвал Германию сблизиться с Китаем 03:53, Политика Президент Аргентины объявил траур после обнаружения затонувшей подлодки 03:17, Общество В Марселе бездомная облила кислотой шестерых посетителей кафе 02:43, Общество ГИБДД подсчитала количество жертв дорожных аварий в России с начала года 02:31, Общество SpaceX отказалась обновлять ступень Falcon 9 для повторного использования 01:52, Технологии и медиа Три человека пострадали при стрельбе в Лондоне 01:47, Общество Госдеп опроверг информацию о сделанных ЦРУ выводах по убийству Хашкаджи 01:20, Политика В УПЦ рассказали о попытке штурма резиденции митрополита под Днепром 00:50, Политика МВД объяснило идею повысить крайний возраст службы офицеров и генералов 00:21, Общество В центре Краснодара загорелся многоэтажный жилой дом 17 ноя, 23:44, Общество Ужин за 15 минут: персональный рецепт итальянской кухни 17 ноя, 23:15, РБК и Barilla Число пострадавших в ходе протестов во Франции увеличилось до 227 17 ноя, 23:11, Политика Военные США опровергли гибель мирных жителей при ударе коалиции в Сирии 17 ноя, 23:08, Политика Путин посетил Псково-Печерский монастырь 17 ноя, 22:28, Общество Российские военные сообщили о гибели при обстреле 18 бойцов армии Асада 17 ноя, 22:25, Политика Швеция обыграла Турцию и сохранила шансы обогнать Россию в Лиге наций 17 ноя, 22:10, Спорт В СПЧ ответили на сообщения о планах изменить его состав 17 ноя, 21:54, Политика СМИ узнали о незаконной поставке в Россию бельгийских груш на €240 млн 17 ноя, 21:30, Бизнес Гепатит в России – почему это касается каждого и как себя обезопасить 17 ноя, 21:29, РБК и Philips Евгения Осина похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 17 ноя, 21:28, Общество Фигуристка Загитова второй раз в сезоне выиграла этап Гран-при 17 ноя, 21:23, Спорт МЧС предупредило москвичей о мокром снеге и гололеде в воскресенье 17 ноя, 21:10, Общество Порошенко поблагодарил Трампа и Помпео за «плечи крепкой поддержки» 17 ноя, 20:55, Политика
Россияне переходят на дорогой шоколад
Общество, 03 ноя 2006, 17:17
0
Россияне переходят на дорогой шоколад
В то время как европейские шоколадные рынки стагнируют, российский "сладкий" рынок по-прежнему растет, хотя и так не быстро, как это прогнозировалось. Среднегодовой рост его объемов на протяжении последних 3-4 лет составил порядка 5%. На 2007г. эксперты также прогнозируют рост в 4,5-5%. Зато в денежном выражении отечественный шоколадный рынок увеличивается на 12-15% в год.

Среднестатистический россиянин съедает в год 4,06 кг шоколадных изделий, при среднем уровне их потребления в США и Западной Европе 5,2 кг на человека и в странах Восточной Европе - 2,75 кг в год на душу населения. Правда, здесь статистика выделяет поляков, поглощающих 5,67 кг шоколадной продукции.

Сладкий годовой рацион одного россиянина состоит из 2 кг развесных конфет, 1 кг плиточного шоколада (черного, молочного и белого), а также по полкило конфет в коробках и шоколадных батончиков. Считается, что это немного, поскольку, по некоторым данным, швейцарцы и немцы съедают в год более 10 кг шоколадных изделий. Эксперты говорят о такой цифре, применительно к российскому потребителю, как о недостижимой, но соглашаются с тем, что запас для роста рынка, к радости его участников, еще возможен.

Специалисты отмечают, что речь идет о годовом потреблении именно шоколадных изделий, поскольку если взять весь рынок кондитерской продукции, то там среднестатистическое потребление составит примерно 16 кг на человека. Помимо шоколадной продукции, этот рынок включает выпечку – пряники, булочки, печенье, торты, рулеты и другие сладкие изделия, изготовленные из муки. Базой третьего компонента является сахар – карамели, зефиры, жевательные конфеты, помадки и т.д.

На рынке кондитерской продукции шоколад занимает 43%, в то время как среднем в мире - 60%. Поэтому дальнейшее перераспределение долей между тремя важнейшими сегментами общего "сладкого" рынка: сахара, муки и шоколада вполне возможно.

Интересно, что самое высокое потребление шоколадных изделий в России участники рынка отмечают в Северо-Западном регионе - 4,9 кг в среднем на одного жителя в год. Затем следуют Дальний Восток – 4,4 кг, Москва – 3,9 кг, Урал – 2,9 кг. И самое низкое потребление изделий из шоколада наблюдается в Сибири – 1,9 кг, хотя в холодном климате высокое потребление такого калорийного продукта было бы логичным.

В России сейчас происходит постепенный дрейф потребительских предпочтений в сторону более дорогой продукции, что связывают с увеличением доходов населения. Люди готовы платить за более качественный товар, а производители стремятся предложить им такую продукцию, отметила в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов", управляющий директор по маркетингу кондитерского объединения "СладКо" Юлия Орловская. Причем если в нижнем ценовом сегменте шоколадного рынка цена за 1 кг продукции доходит до 180 руб., а в среднем колеблется в районе 180-400 руб., то в сегменте премиум 1 кг стоит 400-630 руб., а в суперпремиум – свыше 630 руб.

Два последних, по мнению экспертов, имеют наибольший потенциал роста и наиболее привлекательны для российских производителей. Таким образом, шоколадный рынок стремится к высшей ценовой границе. В 2006г. увеличение здесь может достигнуть 20%, а наибольшие темпы роста демонстрируют дорогие конфеты в коробках.

Сами видовые предпочтения покупателей не меняются и развесные конфеты долгое время еще будут держаться "в фаворе". Правда, внутри это сегмента тоже замечено перераспределение в сторону более дорогих и качественных конфет. В целом, на рынке развесные конфеты лидируют, занимая 46-48% от всей шоколадной продукции. Вопреки прогнозам о "затухании", этот сегмент продолжает расти на 6-7% в год, а его объем достигает 240 тыс. тонн. в год. Единственно, что происходит на этом рынке – "борьба" между развесными конфетами "россыпью" и развесными конфетами, упакованными в пакеты самими производителями.

При невысоких и склонных к замедлению темпах роста производители и продавцы шоколадных изделий неслучайно уповают на продукцию класса премиум, способную поддержать рынок. Так, на 2007г. запланировано открытие шоколадных бутиков "Конфаэль" в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске, и вообще, компания собирается удвоить сети за счет открытия десяти новых магазинов в городах-миллионниках.

Настоящий шоколад должен состоять из натуральных ингредиентов – какао-масла, тертого какао и сахарного песка. По российским стандартам нельзя добавлять никаких добавок. По западному законодательству, шоколад - это продукт переработки какао-бобов и допускается только 5% заменителей какао-масла. По словам директора по качеству ОАО "Рот Фронт" Надежды Лукиновой, российские предприятия работают по отечественному ГОСТу и, естественно, используют только натуральные продукты, без заменителей. Благодаря строгому соблюдению стандартов качества российские производители и выигрывают у конкурентов.

Отечественный шоколадный рынок по-прежнему остается привлекательным, в том числе и для иностранных игроков. В первой пятерке игроков, суммарная доля которой в "шоколаде" составляет 63%, доминирует зарубежный капитал. Несмотря на лидирующие позиции российского холдинга "Объединенные кондитеры" (компании "Рот Фронт", "Красный Октябрь", "Бабаевский", 15 предприятий с общей долей на рынке 23%), его догоняют швейцарский концерн Nestle (15%), американские компании Mars (10,6%) и Kraft Foods (9,3%), а также холдинг "СладКо" (5,7%), контролируемый норвежской компанией Orkla ASA. Причем весной 2006г. норвежцы увеличили свою долю на рынке, приобретя более 75% акций питерского ЗАО "Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской".

Зарубежный капитал, видя перспективы российского шоколадного рынка, продолжает скупать отечественные компании, увеличивая свое влияние здесь. Россия для иностранцев - новый перспективный регион, представляющий интерес и потому, что свои рынки давно поделены и затраты там несравнимо больше. Внимание иностранных кондитеров к отечественному потребителю объясняется и финансовыми причинами. Так, по разным оценкам, в 2005г. шоколадный рынок России составил порядка 3 млрд долл.

Активность иностранцев не дает возможности расслабиться отечественным игрокам, заставляя их уделять больше внимания маркетингу и четкому позиционированию и продвижению брендов. Натиска региональных производителей "шоколадные" гранды не боятся. "На сегодня мы не испытываем сильных проблем от региональных производителей шоколадной плитки", - говорит директор департамента продаж холдинга "Объединенные кондитеры" Андрей Хомутянский - Этот рынок уже поделен крупными национальными игроками, в том числе иностранными".

Cреди тенденций, которые в ближайшее время будут характерны для российского шоколадного рынка эксперты выделяют - его перераспределение в сторону более дорогих продуктов, приход новых иностранных игроков и агрессивную рекламу.