Лента новостей
Кандидат от правой партии победил на выборах президента Колумбии 03:36, Политика Иран решил ветировать в ОПЕК+ идею Москвы и Эр-Рияда о росте добычи нефти 03:04, Экономика Летчика Ярошенко этапировали из Нью-Джерси в соседний штат 02:58, Общество Пятеро мигрантов погибли в ДТП при попытке скрыться от пограничников США 02:18, Общество SANA сообщило о новых ударах ВВС США по позициям армии Сирии 01:55, Политика Самолеты и беспилотник США провели многочасовую разведку у границ России 01:32, Политика Подземные толчки в Мехико связали с празднованием гола сборной на ЧМ 00:55, Общество Минобороны рассказало подробности ликвидации военных кафедр в вузах 00:49, Общество Израиль ответил на запуск воздушных шаров ударами по сектору Газа 00:21, Общество При взрыве в Афганистане погибли 18 и пострадали 49 человек 00:11, Общество Нетаньяху заявил о предотвращении терактов в Тель-Авиве и Иерусалиме 17 июн, 23:32, Политика В Армении показали найденные при обыске у депутата гранаты и зоопарк 17 июн, 23:25, Общество Как бизнесу сократить транспортные расходы на 25% 17 июн, 23:04, РБК и «Шелл» Швейцария отобрала очки у сборной Бразилии на ЧМ-2018 17 июн, 23:02, Спорт В Бельгии 20 велогонщиков пострадали из-за нарушившей ПДД автомобилистки 17 июн, 22:35, Общество Соратник Кириенко стал кандидатом на пост главы управления по Госсовету 17 июн, 22:26, Политика Украинский ЛГБТ-законопроект оказался розыгрышем российских пранкеров 17 июн, 22:09, Общество The National Interest выбрал худшие американские истребители 17 июн, 21:54, Политика В ДНР обвинили военных Украины в организации «охоты на людей» за деньги 17 июн, 21:17, Политика Советник Трампа рассказал о предложении компромата на Клинтон от русского 17 июн, 20:56, Политика СМИ сообщили о пленении лидера «Аль-Каиды» в Ливии 17 июн, 20:33, Политика Что бизнес и профсоюзы предложили поправить в пенсионной реформе 17 июн, 20:20, Экономика Сборная Германии стартовала с поражения на чемпионате мира 17 июн, 19:54, Спорт Индустрия 4.0: как России не пропустить технологическую революцию 17 июн, 19:50, Партнерский материал В МИД ФРГ обеспокоились возможностью миграции в ЕС по паспорту болельщика 17 июн, 19:45, Политика «Яблоко» выбрало кандидата в губернаторы Подмосковья 17 июн, 19:42, Политика Поисковая экспедиция обнаружила затонувший миноносец «Новик» 17 июн, 19:28, Общество Киев опроверг подготовку законопроекта о правах ЛГБТ-сообщества 17 июн, 19:07, Политика
Россияне переходят на дорогой шоколад
Общество, 03 ноя 2006, 17:17
0
Россияне переходят на дорогой шоколад
В то время как европейские шоколадные рынки стагнируют, российский "сладкий" рынок по-прежнему растет, хотя и так не быстро, как это прогнозировалось. Среднегодовой рост его объемов на протяжении последних 3-4 лет составил порядка 5%. На 2007г. эксперты также прогнозируют рост в 4,5-5%. Зато в денежном выражении отечественный шоколадный рынок увеличивается на 12-15% в год.

Среднестатистический россиянин съедает в год 4,06 кг шоколадных изделий, при среднем уровне их потребления в США и Западной Европе 5,2 кг на человека и в странах Восточной Европе - 2,75 кг в год на душу населения. Правда, здесь статистика выделяет поляков, поглощающих 5,67 кг шоколадной продукции.

Сладкий годовой рацион одного россиянина состоит из 2 кг развесных конфет, 1 кг плиточного шоколада (черного, молочного и белого), а также по полкило конфет в коробках и шоколадных батончиков. Считается, что это немного, поскольку, по некоторым данным, швейцарцы и немцы съедают в год более 10 кг шоколадных изделий. Эксперты говорят о такой цифре, применительно к российскому потребителю, как о недостижимой, но соглашаются с тем, что запас для роста рынка, к радости его участников, еще возможен.

Специалисты отмечают, что речь идет о годовом потреблении именно шоколадных изделий, поскольку если взять весь рынок кондитерской продукции, то там среднестатистическое потребление составит примерно 16 кг на человека. Помимо шоколадной продукции, этот рынок включает выпечку – пряники, булочки, печенье, торты, рулеты и другие сладкие изделия, изготовленные из муки. Базой третьего компонента является сахар – карамели, зефиры, жевательные конфеты, помадки и т.д.

На рынке кондитерской продукции шоколад занимает 43%, в то время как среднем в мире - 60%. Поэтому дальнейшее перераспределение долей между тремя важнейшими сегментами общего "сладкого" рынка: сахара, муки и шоколада вполне возможно.

Интересно, что самое высокое потребление шоколадных изделий в России участники рынка отмечают в Северо-Западном регионе - 4,9 кг в среднем на одного жителя в год. Затем следуют Дальний Восток – 4,4 кг, Москва – 3,9 кг, Урал – 2,9 кг. И самое низкое потребление изделий из шоколада наблюдается в Сибири – 1,9 кг, хотя в холодном климате высокое потребление такого калорийного продукта было бы логичным.

В России сейчас происходит постепенный дрейф потребительских предпочтений в сторону более дорогой продукции, что связывают с увеличением доходов населения. Люди готовы платить за более качественный товар, а производители стремятся предложить им такую продукцию, отметила в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов", управляющий директор по маркетингу кондитерского объединения "СладКо" Юлия Орловская. Причем если в нижнем ценовом сегменте шоколадного рынка цена за 1 кг продукции доходит до 180 руб., а в среднем колеблется в районе 180-400 руб., то в сегменте премиум 1 кг стоит 400-630 руб., а в суперпремиум – свыше 630 руб.

Два последних, по мнению экспертов, имеют наибольший потенциал роста и наиболее привлекательны для российских производителей. Таким образом, шоколадный рынок стремится к высшей ценовой границе. В 2006г. увеличение здесь может достигнуть 20%, а наибольшие темпы роста демонстрируют дорогие конфеты в коробках.

Сами видовые предпочтения покупателей не меняются и развесные конфеты долгое время еще будут держаться "в фаворе". Правда, внутри это сегмента тоже замечено перераспределение в сторону более дорогих и качественных конфет. В целом, на рынке развесные конфеты лидируют, занимая 46-48% от всей шоколадной продукции. Вопреки прогнозам о "затухании", этот сегмент продолжает расти на 6-7% в год, а его объем достигает 240 тыс. тонн. в год. Единственно, что происходит на этом рынке – "борьба" между развесными конфетами "россыпью" и развесными конфетами, упакованными в пакеты самими производителями.

При невысоких и склонных к замедлению темпах роста производители и продавцы шоколадных изделий неслучайно уповают на продукцию класса премиум, способную поддержать рынок. Так, на 2007г. запланировано открытие шоколадных бутиков "Конфаэль" в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске, и вообще, компания собирается удвоить сети за счет открытия десяти новых магазинов в городах-миллионниках.

Настоящий шоколад должен состоять из натуральных ингредиентов – какао-масла, тертого какао и сахарного песка. По российским стандартам нельзя добавлять никаких добавок. По западному законодательству, шоколад - это продукт переработки какао-бобов и допускается только 5% заменителей какао-масла. По словам директора по качеству ОАО "Рот Фронт" Надежды Лукиновой, российские предприятия работают по отечественному ГОСТу и, естественно, используют только натуральные продукты, без заменителей. Благодаря строгому соблюдению стандартов качества российские производители и выигрывают у конкурентов.

Отечественный шоколадный рынок по-прежнему остается привлекательным, в том числе и для иностранных игроков. В первой пятерке игроков, суммарная доля которой в "шоколаде" составляет 63%, доминирует зарубежный капитал. Несмотря на лидирующие позиции российского холдинга "Объединенные кондитеры" (компании "Рот Фронт", "Красный Октябрь", "Бабаевский", 15 предприятий с общей долей на рынке 23%), его догоняют швейцарский концерн Nestle (15%), американские компании Mars (10,6%) и Kraft Foods (9,3%), а также холдинг "СладКо" (5,7%), контролируемый норвежской компанией Orkla ASA. Причем весной 2006г. норвежцы увеличили свою долю на рынке, приобретя более 75% акций питерского ЗАО "Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской".

Зарубежный капитал, видя перспективы российского шоколадного рынка, продолжает скупать отечественные компании, увеличивая свое влияние здесь. Россия для иностранцев - новый перспективный регион, представляющий интерес и потому, что свои рынки давно поделены и затраты там несравнимо больше. Внимание иностранных кондитеров к отечественному потребителю объясняется и финансовыми причинами. Так, по разным оценкам, в 2005г. шоколадный рынок России составил порядка 3 млрд долл.

Активность иностранцев не дает возможности расслабиться отечественным игрокам, заставляя их уделять больше внимания маркетингу и четкому позиционированию и продвижению брендов. Натиска региональных производителей "шоколадные" гранды не боятся. "На сегодня мы не испытываем сильных проблем от региональных производителей шоколадной плитки", - говорит директор департамента продаж холдинга "Объединенные кондитеры" Андрей Хомутянский - Этот рынок уже поделен крупными национальными игроками, в том числе иностранными".

Cреди тенденций, которые в ближайшее время будут характерны для российского шоколадного рынка эксперты выделяют - его перераспределение в сторону более дорогих продуктов, приход новых иностранных игроков и агрессивную рекламу.