Нам любые дороги дороги
Россия вот-вот обойдет Германию по уровню ВВП и станет первой экономикой в Европе и пятой — в мире, похвалился Владимир Путин, выступая на инвестфоруме «Россия зовет!». Но на этом хорошие новости у главы государства закончились.
Российские 3,373 трлн долл. — это почти германские 3,378 трлн, а по ВВП на душу населения и уровню потребления Россия сопоставима со странами ЕС, привел статистику президент. Но пока Россия консервирует сырьевую экономику и более чем в два раза отстает от развитых стран по производительности труда. «Существование на природной ренте, дележ незаработанного состояния не может быть долгосрочным, — признал Путин. — Это не путь для страны». Он призвал чиновников изменить качество рынка труда, дать миллионам граждан хорошую работу.
Но рост производительности неизбежно увеличивает безработицу, отметили в зале. Готово ли правительство к социальному протесту? При грамотных действиях протеста не будет, считает президент. Надо не просто закрывать заводы и выкидывать людей на улицу, а давать возможность переобучаться и работать за лучшую зарплату. «Постоянно поддерживать архаичные рабочие места — это путь в никуда», — подчеркнул Путин.
Глава совета директоров Investment ABK Kinnevik Кристина Стенбек, которая считает себя ветераном инвестиций в Россию (телекоммуникации и СМИ, сфера развлечений), отметила, что для иностранцев здесь два пути: пытаться вести дела, как принято в мире, или по-русски. И дала понять, что первый вариант тупиковый: «Эффективно наладить бизнес можно, только если знаете, что надумали регуляторы».
Предправления Melco International Development Лоуренс Хо (компания начинала с небольшого игорного бизнеса в Макао) дал понять, что имеет виды на Дальний Восток. Игорный бизнес влечет за собой туризм, убеждал он: «Во Владивостоке мы могли бы создать многопрофильный курорт». «Про тигров забыл сказать, но мы с ним поработаем, Владимир Владимирович», — пообещал модератор встречи, глава ВТБ Андрей Костин.
Не называя имен политзаключенных, у Путина поинтересовались, когда же они выйдут. Президенту не понравилось слово «политзаключенный». Также не называя имен, он пояснил, что политикой они начали заниматься, уже попав в тюрьму. «Никто не должен сидеть вечно, — согласился глава государства. — Но власть должна быть сильной, последовательной и справедливой».
От ответа на вопрос: «Стоят ли 244 млрд руб. (накопительная часть пенсии россиян, которую в 2014 году власть фактически конфискует в пользу бюджета), чтобы подрывать ключевую реформу?» — президент ушел. Он лишь заверил, что это не конфискация и власть гарантирует клиентам НПФ сохранность средств.
Менеджера из Монако больше интересовали дороги: Россия замахнулась на второй БАМ и Транссиб. «Но в России инфраструктура исторически дороже, чем где-либо», — вздохнул он. «Встречался с нашими ведущими экономистами для полуприватной-полуделовой беседы, — признался Путин. — Мне таблицу показали. Нигде нет идеальной структуры расходов на инфраструктуру. И в России она плохая. Это вопрос не только коррупции, но и плохого первоначального расчета. Или специально занижают, чтобы получить подряд».
«А в Бразилии всегда укладываетесь в смету?» — вступился за президента Костин. «Думаю, ситуация не лучше, чем в России», — разрядил обстановку кто-то из присутствующих в зале бразильцев.
«Мост от Гонконга до Макао в 60 км сколько лет будете строить?» — пытался уличить и китайцев Андрей Костин. «Лучше строить дороже, чем не строить вообще, — кивнул игорный магнат Хо. — Мост к 2016 году построят. Много бюрократии. Нужна политическая воля».
Бизнесвумен из Бостона пыталась поинтересоваться у Путина приватизацией. «У вас в Бостоне недавно нефтепровод строили или мост?» — неожиданно спросил Путин. «Мост, — ответила гостья и предвосхитила следующий вопрос, — но я не знаю, сколько он стоил». «Там превышение по смете было процентов на 15», — удивил зал президент России. «15% — это немного, — не растерялась собеседница и наконец вернулась к госактивам: — Когда будут проданы доли в Сбербанке и ВТБ?» «Банками программу приватизации не ограничиваем, — ушел от конкретики Путин. — В планах продажа 19% «Роснефти». Все это в повестке дня. Вопрос в том, нужно ли именно сегодня продавать активы». Государству нет смысла реализовывать активы по бросовым ценам даже для улучшения инвестклимата, заявил президент и не исключил, что к 2016 году власти выполнят планы приватизации.