ВЦИОМ: Россияне назвали алюминий самым популярным металлом
Более 55% опрошенных в регионах России считают алюминий самым популярным металлом, отдавая золоту и железу второе и третье места соответственно. 95% опрошенных считают алюминиевую отрасль стратегически важной для России, связывая с ее развитием усиление позиций страны на международных рынках.
Однако, несмотря на признание важности алюминия для экономики и отмеченные респондентами редкие свойства металла, такие как легкость, долговечность и электропроводность, для большинства респондентов (36%) алюминий ассоциируется в основном с кухонной утварью. При этом более 60% опрошенных отмечают перспективность алюминия как металла будущего и считают, что XXI век – это век алюминия.
"Потребление алюминия в мире ежегодно растет в среднем на 5-7%, - заявил директор по стратегии и корпоративному развитию UC RUSAL Артем Волынец. - Это связано в первую очередь с промышленным ростом в странах BRIC, развитием автомобильной промышленности, ростом использования алюминия в строительной и упаковочной отраслях. По прогнозам аналитиков, в течение 20 лет спрос на этот металл увеличится почти вдвое. В России же, согласно результатам исследования, инновационные свойства алюминия еще далеко не до конца раскрыты, что формирует крайне ограниченное восприятие возможностей этого металла у населения".
Сегодня рынок алюминия уступает в объеме лишь рынку стали, и спрос на легкий металл постоянно увеличивается. С одной стороны, экономика Китая, который уже сейчас потребляет четверть произведенного в мире алюминия, продолжает развиваться ошеломляющими темпами. Аналитики предсказывают 7-14-процентный годовой рост автомобилестроительной отрасли Поднебесной вплоть до 2011 года, 12-процентное увеличение расходов на строительство в текущем году и как минимум 16-миллионное прибавление городского населения каждый год в течение следующих 8 лет. Все это, по мнению экспертов, доведет долю Китая в потреблении алюминия до 36% уже в 2010 году.
С другой стороны, Европейский союз рассматривает возможность ужесточения требований к выбросам автотранспортом углекислого газа, что неизбежно приведет к увеличению спроса на легкий металл. Алюминий легче стали, его использование в автомобилестроении позволяет делать современные машины гораздо более энергоэффективными. Один килограмм алюминия, использованного в автомобильной конструкции вместо другого, более тяжелого металла, снижает общее потребление бензина на 8,5 литров, а выбросы CO2 — на 20 кг. 10-процентное снижение веса машины дает в результате 9-процентное улучшение в динамике потребления топлива. Наконец, увеличение цен на металлы-субституты, такие как медь и цинк, способствуют прямо пропорциональному росту спроса на алюминий в электроэнергетике, транспортной промышленности, строительстве и других отраслях.
В России сосредоточено примерно 15% мирового производства алюминия, или 3,3 млн тонн в год из общего мирового производства в 21,2 млн тонн, а самым крупный производителем первичного алюминия являются США (по итогам 2000 года - 3,7 млн тонн). После США и России идут Китай (2,6 млн тонн), Канада (2,37 млн тонн), Австралия (1,74 млн тонн) и Бразилия (1,26 млн тонн). Крупнейшие потребители - те же Соединенные Штаты (по итогам 2000 года - 7,9 млн тонн) и Европа (около 6 млн тонн): на них приходится свыше половины совокупного спроса.