Причины катастрофы Ил-76: экипаж, двигатель и перегрузка
Главной причиной катастрофы грузового самолета Ил-76 в Чкаловском в июле 2001 года является превышение максимально допустимой взлетной массы воздушного судна. Об этом было заявлено представителями комиссии по расследованию причин аварии сегодня на заседании в Государственной службе гражданской авиации Минтранса РФ.
Кроме того, члены комиссии отметили слабую подготовку экипажа самолета, нарушение летной документации членами экипажа. Так, отсутствует документ об окончании вторым пилотом в 2001 году школы летчиков-испытателей. У проверяющего, который был включен в состав экипажа, не было летной книжки, а летное дело и некоторые документы фальсифицированы.
Кроме того, отметили члены комиссии, в компании "Русь", которой принадлежал самолет, не придавалось должного значения формированию экипажей: в них производились частые замены. В ходе проверки комиссия установила, что предполетная подготовка экипажа также проводилась поверхностно. Во время выполнения полета последовательность команд, выполняемых экипажем, не соответствовала инструкции для самолета Ил-76. Кроме того, командир принял решение о взлете при недостаточной видимости, сообщили члены комиссии.
Более того, как стало известно, двигатель разбившегося самолета Ил-76 выработал свой ресурс. По словам представителя комиссии по расследованию причин данной аварии, на маршевый двигатель N2 был выдан поддельный формуляр без указания его истории. Кроме того, у компании "Русь", которой принадлежал самолет, не было специального разрешения на переоборудование военно-транспортного Ил-76 для гражданских целей. Все документы были "безобразно" оформлены, отмечают в комиссии. В апреле-мае текущего года ГСГА провело проверку авиакомпании "Русь", по результатам которой четыре двигателя и три вспомогательные силовые установки были отстранены от эксплуатации. При проверке второго самолета Ил-76, также принадлежащего компании, было обнаружено, что его двигатели также эксплуатировались с поддельными формулярами.
Напомним, что катастрофа самолета Ил-76 ТД RA-76588, произошла 14 июля. Самолет выполнял чартерный рейс в Норильск с грузом стройматериалов и парфюмерии. Крушение произошло в районе подмосковного аэродрома Чкаловский. Ил-76 упал через две минуты после взлета, потушить пожар удалось лишь спустя два часа. Все находившиеся на борту 10 человек (9 членов экипажа и 1 инспектор) погибли. Вскоре после начала расследования в СМИ появились сообщения, согласно которым за штурвалом самолета в момент взлета находился именно проверяющий инспектор.
Бортовые самописцы с потерпевшего катастрофу самолета оказались сильно повреждены, но значительную часть информации удалось восстановить. Недавно комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию, завершила расшифровку и идентификацию голосов членов экипажа. Сразу же было установлено, что сообщения о том, что на рабочем месте командира воздушного судна находился и осуществлял взлет проверяющий инспектор, не соответствуют действительности.