Российские подростки стали определяться с будущей профессией к 11 классу
Каждый десятый школьник не задумывался о профессии
Большинство выпускников 11-х классов этого года (71,7%) либо четко определились с профессией, либо находились в активной стадии выбора. Это показало исследование проекта единой модели профориентации «Билет в будущее», реализуемой в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». С итогами исследования ознакомился РБК. В рамках проекта выпускники школ в течение года проходили диагностику, которая оценивает уровень готовности школьников к выбору профессии.
Диагностику прошли почти 51 тыс. учащихся 11-х классов во всех регионах. Дополнительно к тестированию школьников попросили оценить уровень своей готовности к самостоятельному выбору профессии и образования.
На вопрос об уровне готовности самостоятельно выбрать профессию треть уверенно заявили, что уже сделали выбор и дополнительная профориентация им не нужна. Еще 38,4% школьников сообщили, что рассматривают несколько вариантов и готовятся к окончательному выбору. В неопределенности находились 16,9%, которые узнавали о некоторых профессиях, но пока не решили, насколько они им подходят.
Минимальную вовлеченность в вопрос выбора профессии показал каждый десятый участник тестирования (11,5%). Большинство сообщили, что им предлагали несколько вариантов, но самостоятельно они об этом еще не задумывались, а остальные вовсе не думали о будущей профессии, участие в тестировании стало для них первым шагом.
Авторы исследования считают, что согласно результатам ранняя школьная профориентация критически важна для трети выпускников, которые нуждаются в поддержке и первом импульсе для определения возможной профессии.
Проект «Билет в будущее» существует с 2018 года. На сайте проекта можно проходить тестирования, также в рамках проекта школьники посещают экскурсии и мастер-классы, общаются со специалистами разных компаний. Это должно помочь учащимся ближе познакомиться с профессиями и сделать осознанный выбор. Обязательная профориентация в школах ведется с 2023 года в рамках «Единой модели профориентации».
Еще один вопрос, который задавали ученикам 11-х классов, — определились ли они уже с будущей профессией и образованием. Чуть больше половины сообщили, что выбрали и образование и профессию, 23,32% — только образование, 12,57% — только профессию. Совсем не определились на момент прохождения тестирования 12,22% учеников.
Авторы исследования подчеркивают, что ученики, которые ответили, что уже определились и с образованием, и с профессией могли иметь на момент тестирования не один окончательный вариант, а несколько. Эксперты проекта «Билета в будущее» рассказали, что каждый год фиксируют снижение процента детей, которые ни с чем не определились, и рост тех, кто активно вовлечен в процесс выбора.
Как сообщил РБК генеральный директор Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», эксперт проекта «Единая модель профориентации» Кирилл Кузнецов, в 2016–2017 годах доля тех, кто в 11-м классе отмечал, что не определился ни с профессий, ни с образованием, составляла около 40%, а сейчас — меньше 15%. Это, по его словам, говорит о том, что принимаемые меры в области профориентации мотивируют школьников начинать раньше думать про свою будущую профессию и образование.
Кузнецов отметил, что пока не много данных о том, могут ли те, кто уверенно заявляют, что определились с профессией, делать «ложный выбор», то есть изменить решение после учебы или с началом работы. По его словам, такой выбор может быть «неосознанным», «случайным» или основанным на мифах, например, о будущих возможных заработках, а также окружающих факторах — когда ученик выбирает профессию «за компанию».
«Если же сделана осознанная проба, но стало понятно, что гипотеза не подтверждается, то это другой случай, и это уже не назвать «ложным» выбором. Нужно сделать выводы и идти дальше. Сегодня мы не выбираем одну профессию на всю жизнь. Если что-то меняется — это нормально. Цель профориентации — сформировать готовность к профессиональному самоопределению, то есть к совершению обдуманного выбора в складывающейся социально экономической ситуации, которая постоянно меняется», — пояснил Кузнецов.
Результаты исследований Высшей школы экономики также показывают усиливающийся тренд на профессионализацию, в том числе высшего образования, когда в университет приходят студенты, у которых уже есть в голове представление о профессии, рассказал РБК директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев.
Сейчас поступающие в университет студенты видят своей задачей — повышение уровня навыков, которые будут необходимы на рынке труда, такая ситуация в целом нетипичная, поскольку раньше запросы были несколько иными, например, был запрос на широкое высшее образование, сказал Терентьев. По его словам, такое смещение акцентов произошло благодаря активной профориентационной работе в школе, государственному дискурсу и дискурсу образовательных организаций на усиление связи с рынком труда.
Смена выбора и профориентация для студентов
Подростковый психолог Юлия Холодова отмечает, что, хотя школьники стали быстрее определяться с профессией, к этому в принципе стали относиться проще: «Этот выбор не расценивается как «сверхзначимый» или «один раз и на всю жизнь», появилось больше вариантов образовательных маршрутов, многие из которых перестали рассматриваться как «единственный правильный» или стигматизироваться как «признак неуспешности». Она отметила, что поступление в колледж после 9-го класса стало давно привычным, то же самое касается и поступления в вуз после колледжа по другой специальности, а также смены направления после бакалавриата при поступлении в магистратуру.
По словам Холодовой, многие относятся к выбору профессии как к своего рода эксперименту — «не понравится, брошу или переведусь». Кто-то, получая образование, уже не планирует работать по профессии, а просто хочет ощутить «вкус студенческой жизни». Также, указала Холодова, ожидания иногда идеализированы, и не выдерживают проверки реальностью: многие разочаровываются на первом курсе, когда сталкиваются с общими дисциплинами, отчасти повторяющими школьные.
Как обратила внимание доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при правительстве, психолог Юлия Конычева, часто родители играют очень активную роль в выборе профессии для ребенка, и именно поэтому многие школьники, вообще не знакомые с той или иной специальностью, заявляют, что уже выбрали профессию. «Работая на тренинговых дисциплинах с первыми курсами разных направлений и предлагая ребятам профориентационные упражнения, вижу их большой интерес и желание более четко определиться с будущей профессией. То есть получается, что даже выбрав вуз и программу обучения, многие все еще не очень хорошо понимают — где они будут работать в будущем», — пояснила она.
По словам Конычевой, следующий сложный момент наступает на третьем курсе, согласно статистике больше половины студентов начинают сомневаться в выбранной специальности именно в это время. «Могу подтвердить это на собственном опыте. Примерно половина студентов уверены, что будут работать по выбранной специальности, активно ищут дополнительные материалы по профессии, подбирают места для практики и стажировки, уверенно смотрят в будущее. Остальные либо настроены нейтрально, либо уверены, что нужно искать что-то другое», — говорит Конычева. В связи с этим, считает она, профориентационная поддержка нужна не только школьникам, но и студентам.