РЖД и ФПК навязывали пассажирам ненужное питание
Поводом для возбуждения дела послужили жалобы граждан на РЖД, которые указали, что при приобретении билетов в поезда повышенной комфортности сообщением Нижний Новгород - Москва - Нижний Новгород в цену билета включается стоимость рациона холодного питания в индивидуальной упаковке в размере 170 руб. Заявители указывали, что необходимость в приобретении предлагаемых продуктов у них отсутствует, но отказаться от них не представляется возможным.
Проведенное расследование показало, что при наличии выбора между вагоном повышенной комфортности и вагоном без услуг сервиса граждане выбирают вагоны "без питания". При этом количество таких билетов было ограничено и они быстро заканчивались. Тем же, кто не успел купить такой билет, приходилось покупать билеты с питанием, даже на ночные рейсы, где необходимость в таком сервисе отсутствует, отмечает нижегородское УФАС. В результате пассажиры были вынуждены оплачивать услугу и вынужденно несли необоснованные и неоправданные расходы.
ФАС также отмечает, что "Устав железнодорожного транспорта РФ" (равно как и постановления правительства РФ, и нормативные правовые акты Минтранса и ФСТ) не содержит положений о том, что пассажир при приобретении билета в вагон повышенной комфортности в обязательном порядке должен получить в нем питание. Навязывание же со стороны РЖД услуг, непосредственно не связанных с процессом перевозки, является злоупотреблением доминирующим положением.
Стоит отметить, что органы ФАС буквально не успевают фиксировать все нарушения, творимые железнодорожным монополистом и его "дочками" с целью обогащения на ровном месте. Так, в июле челябинское управление антимонопольного ведомство предписало РЖД вернуть химзаводу "Оксид" более 280 тыс. руб., собранных за оформление и доставку документов в таможенные органы, а также за хранение груза в зоне таможенного контроля. Железнодорожники брали за это деньги, якобы возмещая собственные расходы, однако при проверке так и не смогли представить доказательства, что эти поборы совершались ими по требованию таможни или других госорганов.
В том же месяце антимонопольщики уличили РЖД в сговоре с "Южной транспортной компанией". Последняя взяла у железнодорожников участок грузового двора станции в Сочи, примыкающий к путям общего пользования. Это лишило возможности компании, занятые в олимпийской стройке, разгружать свои вагоны самостоятельно. В результате для погрузки и разгрузки грузов им требовалось заключить договор с ЮТК, которая за определенную плату осуществляла эти услуги.
Другое серьезное нарушение выявил в конце июля уже Ространснадзор, после трагедии с "Булгарией" устроивший масштабные проверки перевозок людей на всех видах транспорта. Выяснилось, что по железным дорогам страны курсировали около 1,1 тыс. грузовых и пассажирских вагонов, установленных с нарушением правил безопасности. Вагоны крепились на тележки, не подходящие к ним, из-за чего могли разрушиться в пути и даже сойти с рельсов вместе с составом. В результате в адрес РЖД было направлено предписание, которое запрещает установку в пассажирские и почтово-багажные поезда грузовых вагонов и тех, которые не соответствуют нормам безопасности.