Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Деньги из эфира

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Менее половины вещающих по всей России радиосетей успешно монетизируют свою аудиторию. Таковы результаты предпринятой РБК и отраслевого издания AdIndex попытки оценить доходы радиовещателей.

​«Болото застоялось»

Алексей Венедиктов «понимает, что нужна смена поколений, что болото застоялось», объясняла в мае этого года в интервью «Снобу» суть своих взаимоотношений с главным редактором «Эха Москвы» его помощница и с недавних пор одна из самых известных персон в медиаотрасли Леся Рябцева. «Кто вы сегодня? Вы сегодня радиостанция 55+, — констатировал в минувшем ноябре на встрече с сотрудниками станции Михаил Лесин, тогдашний председатель правления «Газпром-Медиа» (контролирует «Эхо Москвы»). — Очень мало молодой аудитории, молодых людей. Это тяжелейшая проблема для рекламного рынка. Потому что 70% сегодняшнего бюджета радиостанции формируется из БАДов и других лекарственных средств. И рекламодатель не хочет покупать рекламу на «Эхе Москвы» (цитата по сайту​ Meduza)».

«Эхо Москвы» — одна из самых популярных станций как в столице, так и в России, свидетельствуют данные TNS Russia. В прошлом году хотя бы раз в день «Эхо» в Москве слушали в зависимости от месяца от 860 тыс. до 1 млн человек старше 12 лет, в целом по крупным городам России — от 2,9 млн до 3 млн человек.

По такому показателю, как доля слушателей конкретной станции от общего числа слушающих радио людей, «Эхо» в 2014 году было безоговорочным лидером в столице.

В среднем за год доля поклонников этой радиостанции составила 7,1%. Это означает, что 7,1% всех москвичей, которые в принципе​ слушают радио, выбрали программы именно «Эха Москвы». Для сравнения: на втором месте по этому показателю в столице «Русское радио» с долей лишь 4,8%. По всей России доля «Эха» от общего числа радиослушателей в среднем составляла 3,3% в 2014 году — это 11‑е место среди всех федеральных радиосетей, ранжированных по данному показателю. Первое место — у «Европы Плюс» с долей 8%.

РБК и отраслевое издание AdIndex попробовали подсчитать возможную выручку «Эха Москвы» и других радио­станций (см. справку). По итогам 2014 года стоимость минуты рекламы в эфире «Эха» с учетом скидок в среднем равнялась почти 21,4 тыс. руб. с НДС в отдельно взятой Москве и около 26 тыс. руб. по всей сети, следует из данных AdIndex. Для сравнения: на «Русском радио» аналогичные показатели составляли 65,3 тыс. и 127 тыс. руб. соответственно, на «Европе Плюс» — 88,1 тыс. и 180,9 тыс. руб.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Зная количество отданных под рекламу минут в прошлом году, можно подсчитать и рекламную выручку станций. У «Эха» с учетом бартера она могла составить почти 157,5 млн руб. с НДС. Однако помимо обычной рекламы, спонсорства и коммерческих сюжетов с пометкой «на правах рекламы» радиостанции зарабатывают еще и на различных спецпроектах, которые не попадают под мониторинг TNS. Речь может идти, к примеру, о призах участникам викторин, проплаченных интервью или комментариях и другой так называемой джинсе. Причем на разговорных станциях возможностей для дополнительных источников дохода намного больше, чем на музыкальных. На такие спецпроекты может приходиться примерно 51% всех доходов «Эха Москвы», считают опрошенные РБК представители радиохолдингов, их сейлз-хаусов и рекламных агентств. Таким образом, возможная выручка станции — опять же, с учетом бартера — могла составить в 2014 году, по версии РБК и AdIndex, 319,5 млн руб. с НДС.

Получившиеся цифры, скорее всего, оказались заниженными. В 2013 году выручка по ЗАО «Эхо Москвы» по РСБУ составила 434,7 млн руб. с НДС. Данных за прошлый год еще нет. Но использованный РБК и AdIndex в расчетах подход применялся и ко всем другим станциям. Он несовершенен, но тем не менее демонстрирует, как рекламный рынок воспринимает того или иного вещателя.

В сегменте столичной радиорекламы доля «Эха» по итогам 2014 года составила 2,43%, в сегменте сетевой рекламы — 2,9%, следует из расчетов РБК и AdIndex. Эти показатели значительно ниже, чем доля аудитории станции среди всех слушателей радио в Москве и в целом по России. Из расчетов следует, что «Эхо» монетизирует свою большую аудиторию неэффективно. Показатель power ratio, который является соотношением доли на рекламном рынке к доле аудитории и который как раз отражает, упрощенно говоря, зарабатывает ли радио­станция на каждом своем слушателе, у «Эха» равняется 0,34 в Москве и 0,88 в целом по России. Успешной же станция считается, когда power ratio равен или превышает 1. Иными словами, большая аудитория «Эха», где преобладают мужчины старше 55 лет, малоинтересна рекламодателям.

Инвестиции поэта-песенника

Впрочем, «Эхо» не единственная станция, которая плохо монетизирует свою аудиторию. Аналогичная ситуация и на государственных разговорных станциях, среди слушателей которых явно преобладают пожилые люди, — «Радио России», «Маяк», «Вести FM». В целом по России их power ratio, по версии РБК и AdIndex, по итогам прошлого года составил 0,34, 0,76 и 0,94 соответственно.

У музыкальных радиостанций также проблемы с монетизацией своей аудитории. В 2010‑е годы ключевым игроком на радиовещательном рынке стал председатель совета директоров «РуссНефти», поэт-песенник Михаил Гуцериев. До апреля этого года его главным активом был холдинг Krutoy Media, где с 2013 года ему принадлежит 75% (оставшиеся 25% у продюсера и композитора Игоря Крутого). Самой популярной станцией холдинга является «Радио Дача». По России ее доля среди всех слушателей радио в 2014 году, по данным TNS, равнялась в среднем 5%, и это 8‑е место среди всех федеральных радиосетей. А доля «Радио Дача» в сегменте сетевой рекламы, согласно расчетам РБК и AdIndex, составила лишь 1,89%: как результат — power ratio по России равнялся лишь 0,38. Чуть лучше показатели у другой сети этого холдинга, менее популярного Love Radio: его power ratio — 0,78. Третья станция холдинга — «Такси FM» — вещает только в Москве, но особой популярностью не пользуется: ее доля аудитории в столице не достигает и 1%.

В минувшем апреле Гуцериев приобрел «Радио Шансон», на тот момент самую популярную независимую от крупных радиохолдингов сеть. Опрошенные РБК конкуренты «Шансона» оценивали его в $50–60 млн. Коммерчески «Шансон» более успешен, чем весь холдинг Krutoy Media: их возможная выручка, по расчетам РБК и AdIndex, в прошлом году составила соответственно 462 млн и 386 млн руб. с НДС. Но и у «Шансона» доля аудитории заметно превышает его долю на рекламном рынке: по всей России power ratio равен только 0,86.

Гуцериеву принадлежит еще и холдинг «Изюм» (радиостанции «Восток FM», «Весна FM» и «Столица FM»), а также отдельно управляемая станция «Говорит Москва».

В целом из всех федеральных радио­сетей заметную, равную хотя бы 1%, долю аудитории имеют 22 станции. А долю на рекламном рынке, также равную хотя бы 1%, — только 18. И лишь семь из этих радиостанций, согласно расчетам РБК и AdIndex, успешно монетизируют свою аудиторию.

Нагрузка к «Русскому радио»

Ключевыми игроками на радиовещательном рынке являются три холдинга. Это Европейская медиагруппа (ЕМГ; управляет «Европой Плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и др.), вещательная корпорация «ПрофМедиа» (ВКПМ; управляет всеми станциями «Газпром-Медиа», в том числе «Авторадио», «Юмор FM», «Эхо Моск­вы») и Русская медиагруппа (РМГ; «Русское радио», «Радио Монте-Карло», Maximum и др.).

Долю аудитории каждого холдинга по всей России назвать нельзя — не все их станции являются федеральными сетями. В отдельно взятой Москве доля ВКПМ среди всех слушателей радио в прошлом году равнялась, по данным TNS, в среднем 23,5%, доля ЕМГ — 17,3%, РМГ — 11,8%. Иной расклад сил в доле по возможной прошлогодней выручке: по версии РБК и AdIndex, лидирует ЕМГ с долей 37,7%, затем следует ВКПМ с 22,9%, затем — РМГ с 10,9%.

Однако эти холдинги, как и все остальные радиогруппы, зависимы от своего флагманского формата. Например, «Авторадио», согласно расчетам РБК и AdIndex, может обеспечивать половину доходов всей ВКПМ. Схожая ситуация с «Европой Плюс» внутри ЕМГ.

Еще более показательна в этом отношении РМГ, основной владелец которой — структуры, связанные с ИФД «КапиталЪ» и управляющие ими в интересах Вагита Алекперова и Леонида Федуна, — объявил 30 июня о намерении продать свои 78% радиохолдинга ФГУП «Госконцерт». «Русское радио», по подсчетам РБК и Adndex, могло в прошлом году заработать 909 млн руб. с НДС, что составляет более 70% всей выручки группы.

Само «Русское радио» успешно монетизирует свою аудиторию. Его power ratio по всей России равняется 1,42 (у «Европы Плюс» и «Авторадио», одна­ко, этот показатель еще выше). Все остальные станции РМГ — «Хит FM», DFM и Ma­xi­mum — в сегменте сетевой рекламы имеют небольшую долю, так что вопрос о монетизации их аудитории даже не стоит. У вещающего только в Москве «Радио Монте-Карло» доля в общих доходах соотносится с долей аудитории — power ratio станции чуть больше 1.

Таким образом, ИФД «КапиталЪ» продает, а «Госконцерт» покупает, по сути, лишь «Русское радио». Все остальные станции прилагаются в нагрузку: их можно оценить только по стоимости частоты — в Москве в последние годы она составляла около $10 млн (около 558 млн руб. по курсу ЦБ на 1 июля). Владелец 22% РМГ и ее гендиректор Сергей Кожевников считает, что справедливая стоимость всей группы составляет 10–15 млрд руб.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
Путин призвал увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП России до 5% Экономика, 21:17
В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов Политика, 21:08
В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном Спорт, 20:56
Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи РБК и ПИК, 20:55
Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса Политика, 20:52
Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях Общество, 20:50
Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» Общество, 20:44
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле Инвестиции, 20:43
У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует Крипто, 20:21
Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог Спорт, 20:20
В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры Политика, 20:20
«Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов Инвестиции, 20:16
Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА Бизнес, 20:10
«Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза РБК и Яндекс Go, 20:04