Поверили в лучшее
Инфляция больше не растет, рубль не дешевеет, и в экономике скоро все будет хорошо — потребительская уверенность россиян резко выросла по итогам второго квартала 2015 года. Радоваться рано, предупреждают экономисты.
Надоело падать
Так называемый индекс Ивановых от Sberbank CIB, оценивающий потребительскую уверенность россиян, резко вырос по итогам второго квартала 2015 года. Интегральный индекс изменился с минус 22% в первом квартале 2015 года до минус 14%. Наименьшее значение индекса приходилось на четвертый квартал 2014 года — тогда он составлял минус 24%.
Выросли все составляющие индекса — как те, что характеризуют отношение россиян к происходящему в экономике, так и отражающие личные оценки гражданами своего материального положения.
Так, индекс национального благосостояния на ближайшие 12 месяцев, который с момента начала исследований в марте 2013 года находился в области отрицательных значений, впервые составил плюс 5%. Доля людей, которые оценивают текущее состояние экономики как нестабильное, также сократилась от квартала к кварталу на 7 п.п., до минус 29%.
Похожие результаты у экспертов Института Гайдара: четвертая волна мониторинга «Социальное измерение кризиса», проведенная в мае, показала больший оптимизм граждан: доля негативных оценок текущего состояния экономики растет, причем перемены в восприятии происходящего произошли в том числе в низко обеспеченных группах населения.
Оптимизм условных Ивановых, которые стали собирательным образом россиян для экспертов Sberbank CIB, объясняется замедлением уровня инфляции (число ожидающих ее ускорения сократилось с 67% в первом квартале до 60% во втором) и уверенностью в перспективах рубля (ожидания девальвации снизились с 38 до 24%).
Надо экономить
Почувствовав первые признаки стабилизации в экономике, россияне начинают корректировать структуру потребления. 8% опрошенных увеличили необязательные потребительские расходы, на 6 п.п. сократилась доля тех, кто старается за счет них экономить, и на 3 п.п. — тех, кто настроен экономить на товарах первой необходимости. 5% респондентов стали тратить больше на электронику и одежду: по их оценке, цены на эти группы товаров снизились. 8% увеличили расходы в целом, полагая, что худшая фаза в экономике пройдена.
Весь первый квартал рынок адаптировался к новым реалиям, и сейчас уже заметна тенденция на постепенное восстановление спроса на ключевые категории товаров, такие как крупная бытовая техника и телевизоры, которые пользовались особым спросом перед Новым годом в период ажиотажа, говорит представитель «М. Видео» Антон Пантелеев.
Правда, потребители продолжают прикладывать усилия, чтобы сэкономить на продуктах. На это указывает рост количества сетей, в которых они совершают покупки: с 2,8 в первом квартале до 2,9 во втором, — покупатели ищут места, где товары дешевле. Это подтверждают и показатели нескольких розничных сетей, отмечающих прирост числа покупателей, приобретающих только товары со скидкой, пишут аналитики Sberbank CIB.
«Потребители по‑прежнему очень внимательны к ценам, думаю, что все капиталоемкие проекты у них отложены. Возможно, потребители стали немного увереннее, потому что цены, связанные с курсами валют, более-менее устаканились», — подтверждает совладелец интернет-гипермаркета «Юлмарт» Дмитрий Костыгин.
Зимняя паника потребителей сменилась сдержанным оптимизмом из‑за летних месяцев, предполагает основатель FMCG-сети «Семья» Олег Пономарев. Но, по его словам, потребитель по‑прежнему осторожен и избирателен: «Главный вопрос, что мы увидим в продажах после 20 августа, когда семьи начнут готовить детей к школе и начнется сбор урожая на собственных участках».
Сэкономили россияне и на традиционном отдыхе на майские праздники. Большинство (90%) провели длинные выходные дома или на дачах. Число побывавших в эти дни за границей сократилось вдвое по сравнению с прошлым годом, до скромных 2%. Самое популярное место для майского внутрироссийского туризма, судя по данным опроса, — Санкт-Петербург (17% от числа путешествующих).
Рано радоваться
Фактическое поведение населения лучше отражает текущую ситуацию в экономике, нежели его оценки и прогнозы, говорят эксперты. «Можно говорить о некоторой стабилизации темпов падения, неухудшении динамики, но мы все еще на территории отрицательных темпов изменения экономических показателей. И падение по многим из них существенно: зарплаты, инвестиции — по ним динамика может ухудшаться», — скептичен главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.
Идет спад в инвестициях, не растут доходы населения — нет оснований предполагать рост товарооборота, и его нет по статистике, соглашается Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института Гайдара. Нет и четких свидетельств расширения экспорта, который мог бы стать фактором перелома глобальной тенденции. По оценкам Института Гайдара, начала роста стоит ждать не раньше конца 2015‑го — начала 2016 года.
Пока нет даже уверенности, что экономика достигла дна падения. С одной стороны, судя по последнему мониторингу Минэкономразвития о тенденциях в промышленности за май, падение в секторе замедляется месяц к месяцу с 1,2% в апреле до 0,6% в мае. Также есть позитивные изменения в первичных данных по грузообороту железнодорожного транспорта и динамике цен производителей в июне 2015 года.
Это, по мнению экспертов министерства, позволяет предположить, что уровень промпроизводства стабилизируется около текущих значений. В случае подтверждения предварительных косвенных данных официальной отчетностью предприятий возможен даже перелом нисходящего тренда, пишут авторы обзора.
Но помимо показателей промпроизводства нужно смотреть на импорт, а за первые пять месяцев 2015 года ввоз машин и оборудования рухнул на 40%, предупреждает профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов. «Это, конечно, может не перелиться сразу в падение промышленности, но, с моей точки зрения, это такой качественный сигнал: с инвестициями беда и с обновлением средств производства тоже серьезная проблема», — объясняет экономист.