Ультиматум для Мурси
Сегодня истекает срок ультиматума, предъявленного вооруженными силами Египта президенту Мохаммеду Мурси. Глава государства идти на уступки не намерен, но в отличие от ситуации годичной давности он уже не может рассчитывать на широкую поддержку египтян: за время нахождения у власти «Братья-мусульмане» растеряли политических сторонников и окончательно подорвали экономику Египта.
Многотысячные демонстрации против политики нынешнего правительства вспыхнули с новой силой в воскресенье. Манифестанты из числа молодежи и либерально настроенных слоев общества требуют проведения досрочных выборов и отставки Мурси, обвиняя его в неумелом управлении, исламизации страны и неисполнении предвыборных обещаний. По словам активистов, они собрали около 22 млн подписей — это почти в два раза больше, чем число египтян, проголосовавших за Мурси в прошлом году. С поддержкой протестующих выступили и военные. Министр обороны и командующий вооруженными силами Египта генерал Абдель Фаттах ас-Сиси в понедельник отвел Мурси двое суток на выполнение требований манифестантов и урегулирование политического кризиса. В противном случае военные обещают предоставить собственный план действий. Поддержка военных чрезвычайно важна для протестующих — именно во многом благодаря им был свергнут бывший президент Хосни Мубарак. С начала протестов свое недоверие к политике «Братьев-мусульман» высказали 11 министров, подавших в отставку. На Египет давит и Запад. Так, президент США Барак Обама призвал Мурси подчиниться требования манифестантов.
По мнению директора Института стратегических оценок и анализа Вагифа Гусейнова, правление «Братьев-мусульман» с самого начала было обречено на провал, так как у них не было конкретного плана модернизации экономики. «Возможно, Мурси и его сподвижники рассчитывали на финансовую помощь со стороны Катара и Саудовской Аравии (думаю, что недавнее заявление президента Египта о разрыве дипломатических отношений с Сирией продиктовано было из Дохи или Эр-Рияда в обмен на увеличение финансовой помощи), но ни один Катар не прокормит 80-миллионный Египет. В этой ситуации президент делал единственное, что ему казалось в данной ситуации эффективным, — ездил по разным странам и просил денег», — отметил г-н Гусейнов.
Инвесторы, однако, бегут из Египта. После крушения режима Мубарака местный фондовый индекс EGX 30 рухнул на 45%. Мурси уже почти два года не может договориться с МВФ об условиях предоставления Египту помощи на 4,8 млрд долл. для покрытия дефицита бюджета, составляющего более 10% от ВВП. Кроме того, важные государственные посты стали занимать радикальные исламисты, некомпетентные в управлении страной. В итоге безработица выросла с 9% в 2010 году до нынешних 13%. Золотовалютные запасы сократились с 36 млрд до 13 млрд долл. Туристическая отрасль, ранее одна из самых доходных сфер экономики, также испытывает серьезное давление со стороны радикалов, которые ввели ограничения на продажу алкоголя, а теперь предлагают ввести для иностранцев строгий дресс-код и даже взорвать пирамиды.
В этих условиях вступление в игру военных может стать решающим фактором. «Военный переворот — единственный шанс остановить гораздо более масштабное столкновение между гражданским населением. Вопрос лишь в том, найдутся ли у армии лидеры, способные его возглавить», — пояснил РБК daily президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.