Стеклянный парламент
Спикер нижней палаты парламента Сергей Нарышкин, посещая с рабочим визитом ФРГ, побывал в здании бундестага, том самом, на которое в мае 1945 года советские солдаты водрузили красное знамя в знак победы над фашизмом. Председатель Госдумы поделился с президентом немецкого парламента опасениями правозащитников относительно прослушек европейских дипломатов США, а также отследил эволюцию сознания Эдварда Сноудена.
Предваряя встречу с президентом германского парламента Ламмертом, Сергею Нарышкину устроили экскурсию по зданию бывшего Рейхстага. На стенах исторического сооружения до сих пор сохранились надписи, сделанные советскими воинами. Некоторые из них написаны мелом, а большая часть черным углем. Среди них оказалась фамилия Нарышкин и инициалы П.С. Сотрудница службы посетителей бундестага Карин Феликс, прекрасно знающая русский язык, передала высокому гостю небольшую брошюру с историями тех людей, которых удалось разыскать по следам, оставленным ими при взятии Рейхстага.
Истории о фамилии Нарышкин в этой книжке пока нет, но не исключено, что она появится. Отвечая на вопрос РБК daily, спикер Думы сообщил, что знал о такой надписи на стене Рейхстага, но она относится, скорее всего, к его однофамильцу, а не родственнику. «Мой отец участвовал в Великой Отечественной войне, он дошел до Польши, в конце 1944 года был ранен и не мог принимать участие в штурме Рейхстага», — сообщил он.
Также выяснилось, что на стене бундестага имеется надпись, сделанная отцом депутата Госдумы Дмитрия Горовцова Евгением Прохоровичем, а сам «наследник» памятной росписи дважды бывал в здании и засвидетельствовал память отца.
Посещение бундестага стало гвоздем программы рабочего визита спикера Госдумы в Германии. Накануне Сергей Нарышкин провел несколько встреч с историками и общественными деятелями Германии. Первая из них состоялась в музее Карлсхорст, в здании которого в 1945 году был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. Вечером в понедельник спикер и члены российской делегации побывали на концерте Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Берлинской филармонии, закрывающем «перекрестные года» 2012/2013 России в Германии и Германии в России.
Архитектура немецкого парламента, сочетающая в себе стекло, металл и сохраняющая исторический облик сооружения, поразила спикера Нарышкина.
«Я не архитектор, но на том месте, где находится Госдума, можно создать что-то подобное», — заявил он. Он обещал подумать, можно ли то здание, которое Дума занимает в настоящее время, сохранить в историческом виде, и подчеркнул, что сносить его нельзя. А новый парламентский центр следует построить в новом месте в центре Москвы, считает Сергей Нарышкин.
«Бундестаг — удобный центр для парламентской работы, внутри здание прозрачно, главный зал заседаний открыт для того, чтобы за работой парламента наблюдали все желающие. По определению парламент является самым открытым органом, и у нас с коллегами сразу возникли мысли относительно нового парламентского центра, чтобы был он и удобен, и символизировал открытость Госдумы и Российской Федерации в целом», — сказал Сергей Нарышкин.
Зал заседаний германского парламента коллеге из Москвы показывал президент бундестага ФРГ Норберт Ламмерт. Собеседники коснулись и «определенных международных проблем, которые стали вызовом демократии». Спикер Госдумы задал вопрос о тотальной слежке со стороны спецслужб США. Он заявил, что все стали свидетелями того, что государство, которое себя считает образцом демократии, ведет тотальную слежку за гражданами и партнерами в ЕС. Председатель Госдумы информировал г-на Ламмерта, что российские правозащитные организации возмущены происходящим и парламентарии тоже не могут остаться в стороне.
Президент бундестага рассказал, что в немецком парламенте не одобряют последние новости и если соберется необходимое число голосов, то по поводу прослушек может собраться внеочередное заседание парламента, несмотря на то что сейчас депутаты в отпуске.
Касаясь судьбы раскрывшего информацию о слежке США за представительствами ЕС Эдварда Сноудена, Сергей Нарышкин отметил, что нужно понимать его мотивы, ведь Сноуден не сотрудничал со спецслужбами других государств, в его действиях не было корысти. «Нужно понять эволюцию сознания человека, когда ему вдалбливали, что он живет в самом лучшем государстве, а тут он увидел совсем другое», — объяснил спикер Думы.
Фото автора