Лента новостей
Google заблокировала 210 каналов на YouTube из-за беспорядков в Гонконге Политика, 10:07 Проект выходца из России вошел в топ разработчиков мобильных приложений Технологии и медиа, 10:01 Размытые кодексы: как ЕСПЧ относится к делам против уличной оппозиции Мнение, 09:58 Синоптики пообещали москвичам теплую погоду на выходных Общество, 09:30 Роструд напомнил о длинных выходных в ноябре Общество, 09:25 Ямал стал лидером среди регионов по зарплатам чиновников Экономика, 09:16 Смотрите у меня! Как медиамагнаты ввязываются в бой с Netflix — Bloomberg Pro, 09:14 Производитель «Вия» потребовал взыскать долг с Джеки Чана и Шварценеггера Бизнес, 09:11 27 летательных аппаратов провели разведку вдоль границ России за неделю Политика, 09:05 Навальный вышел на свободу после 30 суток ареста Политика, 09:03 «Зеленая экономика». Главные события в России 24-30 августа Зеленая экономика, 09:02  Марин Ле Пен назвала абсурдными аргументы против возвращения России в G8 Политика, 08:53 В Кузбассе три человека погибли в ДТП с дорожным катком Общество, 08:39 Для частых поездок: ноутбук со стальными нервами РБК и ASUS, 08:39
Общество ,  
0 
В регионах РФ растет спрос на замороженные овощи
Рынок замороженных продуктов в РФ к 2006г. вырос до150 тысяч тонн в натуральном выражении, составив порядка 160 млн долларов.

Данные о темпах его роста разнятся: если одни аналитики говорят о росте в 20% за год и выше, другие фиксируют годовой рост на уровне 10%. При этом все соглашаются, что рост рынка ограничен, главным образом, поставками сырья из-за границы, а его развитие происходит за счет освоения регионов (на фоне региональной экспансии торговых сетей).

"Данные о росте рынка заморозки на 20-25% в год являются завышенными", – заявил в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" гендиректор компании "Айсбит" Игорь Сметанин. По его мнению, многие участники рынка, завышая темпы роста, надеются заинтересовать потенциальных инвесторов. "Также 3-4 года назад говорили о росте рынка продуктов быстрого приготовления на 25 и даже 30% в год, – вспоминает И.Сметанин, – однако сразу после того, как на рынке произошла самая крупная сделка, стал проявляться пессимизм. Хорошо, если рынок овощной заморозки растет на 10-15% в год".

Прежде всего рост ограничен поставками сырья. А сырье на 80% импортируется из-за границы, что серьезно бьет по продовольственной безопасности государства, ведь при российских масштабах нередко продукты иначе как замороженными транспортировать в удаленные регионы нельзя. А с поставками из-за границы возникают перебои, – сетует коммерческий директор агрокомплекса "Ледово" Маргарита Снегирева. – Иногда, чаще к весне, можно заметить, что замороженных овощей на прилавках нет. Не секрет, что нехватка сырья упирается в проблемы сельского хозяйства России. "Астраханская область в доперестроечные времена выпускала до 500 тысяч тонн овощной продукции, – говорит И.Сметанин. – Земля и вода остались на месте, надо заново создать рынок потребления этой продукции, и все вернется". Но пока лишь единицы морозильных предприятий решаются разместить свои мощности вблизи российских полей (на юге страны в первую очередь). Таким образом, потребление действительно стимулирует производство: овощи должны быть заморожены как можно скорее – такой продукт, как горох до заморозки "живет", например, считанные часы (и сутки до консервации) и т.д. И склады для хранения продукции, и предприятия для заморозки необходимо размещать как можно ближе к источникам сырья, то есть к полям, что, в свою очередь, вдохновляет овощеводство.

Тем не менее сегодня отечественный рынок еще не может дать столько замороженных овощей, грибов и ягод, сколько потребляется гражданами. Так, например, российских грибов в теплицах производится порядка 8 тысяч тонн в год, притом что потребляется около 42 тысяч тонн (культивированных шампиньонов). То есть, по сути, российские производители замороженных овощей в своем большинстве лишь морозят заграничное сырье и фасуют его в брендированные пакеты. И лишь немногие осторожно планируют увеличить долю отечественного сырья в своем производстве к 2008г. с 20 до 35%.

Тем временем увеличивается доля некачественных моноовощей, смесей и грибов, импортируемых из Китая, отмечает М.Снегирева. Виной тому, считает она, попустительство Федеральной таможенной службы: "Таможня пропускает некачественный продукт на рынок". Другие эксперты объясняют это недостаточной жесткостью российского санитарного законодательства. Но также факт импорта уже замороженных овощей только подтверждает растущий спрос на данную продукцию в РФ. А пока граждане России закупают некачественные овощи и грибы из КНР, российские лесные (дикорастущие) грибы-ягоды являются предметом экспорта – даже в замороженном виде. По словам И.Сметанина, в стране потребляется менее 50% собранного урожая дикорастущих грибов и ягод.

Отметим также большой спрос на замороженные овощи, ягоды и т.д. в России со стороны общепита и пищевой промышленности в целом. Например, в промышленных объемах лук сгнил в 2007г. еще в январе, то есть альтернативы замороженному луку не было. Также без мороженых ягод и фруктов невозможно промышленное производство йогуртов и другой продукции молочной промышленности.

Остается добавить, что рентабельность бизнеса, по оценкам участников рынка замороженных овощей, ягод и грибов, составляет 15%, а инвестиционные проекты окупаются за 3-4 года. Только инвестиции в отрасль могли бы быть и выше, считают эксперты. Их притоку мешает слишком высокая налоговая нагрузка на отрасль. Хотя, возможно, еще в большей степени инвесторов пугает проблема дефицита сырья. Тем любопытнее, что М.Снегирева отмечает активность иностранного капитала на рынке заморозки: скупаются агрофермы и прочие сырьевые базы. Не значит ли это, что российские инвестиции тормозятся относительно невысокой рентабельностью бизнеса?

Как бы то ни было, по данным исследований, среди домохозяйств России замороженные овощные смеси потребляют 86% населения, грибы – 72%, ягоды и фрукты – 66%, овощи одного вида – 53%, картофель фри – 28,7%. И потребление замороженных овощей растет. А в общей структуре продаж растет вес регионов: если в 2004г. на Москву приходилось 33% всего рынка, то в 2005г. – 21, а в 2006г. – 18%. Напомним, при шоковой (быстрой) заморозке теряется всего 10-20% полезных свойств продукта, зато дальнейшие их потери также замораживаются.