Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Деньги с Марса

Фото: РБК
Фото: РБК

Российский предприниматель придумал, как заработать на космических путешествиях без отрыва от Земли. Он вместе с партнерами создал интерактивный обучающий аттракцион площадью 600 кв. м, моделирующий работу марсианской станции. Учредители вложили в проект 40 млн руб. собственных средств. Проект уже приносит прибыль. Сейчас в планах компании открыть еще несколько образовательных площадок, посвященных другим темам: экологии, архитектуре и медицине.

В 2009 году предприниматель с двумя успешными компаниями в сфере полиграфического производства Алексей Глебов наткнулся в Интернете на исследование McKinsey Global Institute, посвященное анализу мирового рынка труда. Согласно отчету, дефицит высококвалифицированных кадров в мире к 2020 году составит 40 млн человек.

Бизнесмену пришла в голову идея создать сеть игровых площадок, где дети и взрослые в интерактивном режиме могли бы получать новые знания и навыки. Алексей Глебов решил ориентироваться на методики обучения в спорте и стал думать об игре, которая бы совмещала и элемент соревнований, и систему тренировок.

«Психологи доказали, что для достижения статуса высококвалифицированного специалиста по общемировым меркам человеку нужно не менее 10 тыс. часов практики, — рассказывает г-н Глебов. — Я решил попробовать уменьшить этот срок за счет «полного погружения» ребят в обучение. Например, скорость подготовки парашютистов-акробатов сильно возросла, после того как изобрели вертикальные аэродинамические трубы: можно отрабатывать прыжки не в течение 40 с свободного падения, а за как минимум 10—15 мин. на тренажере. Что-то подобное мы решили повторить для обучения детей».

Однако г-н Глебов не знал, в каком «игровом мире» реализовать задуманное. На образовательной конференции EduCamp 2010 он познакомился с Борисом Головацким, на тот момент консультантом ГК «Прогрессор» и экспертом в применении ролевых игр в консалтинге. Глебов и Головацкий основали компанию «Парки развития». Борис Головацкий предложил для тестирования образовательной методики сделать интерактивную модель станции на Марсе и отправлять посетителей в путешествия на Красную планету.

Предприниматели сняли помещение площадью 800 кв. м в павильоне «Космос» на ВВЦ и отвели на площадку для строительства интеракториума «Марс-Терраформинг» 600 кв. м. За аренду компания платит около 500 тыс. руб. ежемесячно.

Затем предприниматели собрали команду из пяти сценаристов, группу архитекторов-декораторов и нашли строительного субподрядчика для оборудования павильона. В общей сложности на декорации и экспонаты основатели компании потратили 40 млн руб. Например, в 2 млн руб. обошлась модель ядерного реактора, для которой детали пришлось изготавливать по чертежам инженеров компании на нескольких заводах. Еще 1 млн руб. стоила капсула-симулятор (обычно они устанавливаются как кинотеатры 5D), которая вскоре будет имитировать полет на Марс.

Каждый сюжет, придуманный сценаристами, проходил оценку ученых и представителей бизнеса: Глебов и Головацкий консультировались с Роскосмосом, «Росатомом» и Институтом космических исследований РАН. Советы об оснащении станции команде «Марс-Терраформинг» давали и писатели-фантасты.

С декабря 2013 года в «Марс-Терраформинг» работают три отсека: научный, энергетический и командный. Участники путешествия получают общекомандное задание, а затем распределяют роли — ученый, энергетик, руководитель экипажа, журналист и т.д. После «телепортации» на Марс ученые начинают исследовать поверхность планеты, управляя с помощью манипулятора копией марсохода Curiosity, энергетики настраивают солнечные батареи, атомные реакторы и встроенные в станцию аккумуляторы. В командном отсеке путешественники собираются, чтобы обсудить проблемы.

Участники «Марс-Терраформинг» попадают в некое приключение — от песчаной бури до помощи другой марсианской станции в борьбе с пришельцами. Если же играть приходят взрослые, каждый из них помимо командной роли получает личное задание. Один из членов экипажа может оказаться роботом или шпионом, засланным с другой планеты. Happy end, подчеркивает г-н Глебов, не гарантирован.

МАРСОНАВТЫ

Клиенты «Марс-Терраформинг» — посетители трех возрастных категорий. Дети от 5 до 10 лет, для которых игра оказывается ближе к интерактивному спектаклю. Подростки от 10 до 16 лет получают на площадке интересные иллюстрации того, что было пройдено на уроках. Взрослые же используют игру для корпоративных мероприятий или командных игр.

Дошкольников и школьников отдел продаж «Парков развития» привлекает, в основном обзванивая работников по внеклассной работе в образовательных учреждениях. Многие родители приводят детей на необычную площадку, узнав о ней из форумов в Интернете. В интеракториуме каждый месяц по расписанию проходят три-четыре игры для детей. Организованные группы (от 8 до 28 человек) записываются отдельно.

За месяц «Марс-Терраформинг» посещают более 1 тыс. детей. Для них также есть форматы мастер-классов и лекториев. Вход на экскурсию стоит 500 руб., билет на игру — 1—2 тыс. руб.

Василий Богин, директор Новой гуманитарной школы в Москве, рассказывает, что среди побывавших в интеракториуме учеников его школы не было ни одного, которому бы не понравилась игра. «Современная педагогика строится не только на банальной триаде «знания — умения — навыки», она основывается на таких важных понятиях, как «опыт творческой деятельности», «опыт совместной деятельности», «опыт значимых переживаний», — говорит г-н Богин. — Без этих видов опыта практически невозможно воспитать зрелую, ответственную и тем более творческую и социально активную личность. И та деятельность, в которую встраивается подросток на «Марсе», как раз и создает такие виды опыта».

Группы взрослых (18—20 человек) для более сложных игр набираются по расписанию два раза в неделю. Параллельно «Марс-Терраформинг» принимает коллективы компаний. Стоимость игр (обычно это тимбилдинг) — 2 тыс. руб. на человека. По словам Алексея Глебова, площадка проводит восемь—десять корпоративных мероприятий в месяц. «Марс-Терраформинг» ищет таких заказчиков не только через продвижение своего сайта, но и через ивент-агентства. Сейчас компания работает с 30 партнерами, которые удерживают до 20% с чека каждого клиента.

В итоге за 2013 год оборот «Марс-Терраформинг» составил 20,3 млн руб. Каждый месяц основатели бизнеса тратят на зарплаты сотрудникам (на площадке на ВВЦ работают десять человек) около 700 тыс. руб. На поддержку работы оборудования в павильоне и рекламное сопровождение проекта ежемесячно уходит еще несколько сот тысяч рублей. В итоге, по подсчетам РБК daily, при нынешнем интересе к площадке и таком же уровне издержек проект окупится в течение восьми—десяти лет.

До конца 2014 года Глебов и Головацкий хотят открыть в интеракториуме на ВДНХ еще пять отсеков. Предприниматели также планируют построить кафе (отсек «кают-компания») на территории павильона.

НАУКА В ТИРАЖ

В 2014 году Алексей Глебов планирует открыть несколько новых образовательных площадок. Тема интеракториума может быть любой, но предприниматель делает ставку на интеракториумы, посвященные экологии, технологиям в медицине, 3D-транспорту и архитектуре.

Предприниматель хочет продавать универсальные модули, на базе которых за четыре—семь месяцев можно оборудовать интеракториум. В модуль входят два отсека и коридор между ними, в который спрятан центр управления, а также капсула-симулятор. Себестоимость системы — 15 млн руб. Глебов предлагает купить установки администрациям регионов и частным инвесторам. В списке потенциальных покупателей — более 20 компаний. О размещении станции в формате образовательного кафе основатель бизнеса хочет договориться с владельцами торговых центров. Также интерес к строительству интеракториумов проявили крупные компании, которые хотят готовить технические кадры.

Инсталляция модуля с десятью отсеками, четырьмя капсулами и тренажерами в них обойдется в 35 млн руб. За год расходы на обслуживание такой площадки (включая аренду и зарплаты 20 сотрудникам) составят чуть больше 2,5 млн руб. По задумке основателей «Парков развития», через 19 месяцев после начала работы каждого модуля интеракториум должен вырасти до площадки 2,4 тыс. кв. м и обеспечить оборот в более чем 60 млн руб. К этому сроку рентабельность проекта, по подсчетам г-на Глебова, составит около 55%.

Сложность развития этих «Парков» в том, что популярность игровой площадки падает без обновления хотя бы 30—40% всех ее экспонатов и игровых сюжетов. Компания Алексея Глебова планирует взять разработку новых сценариев и поставку оборудования на себя.

Подобная экономическая модель, как планирует г-н Глебов, будет работать для каждой новой точки. Условия соинвестирования, которые обсуждают предприниматели с потенциальными партнерами, Глебов и Головацкий не раскрывают.

БОРЬБА ЗА КОСМОС

«С точки зрения бизнес-перспектив проект выглядит рискованным и не гарантирует быстрой окупаемости, — говорит Роман Соркин, глава архитектурно-инжиниринговой компании Homeland Group. — Думаю, большинство профильных инвесторов (игроков строительного рынка) это не заинтересует. Возможно, единицы согласятся на совместный проект с компанией, исключительно будучи увлеченными идеей воспитания молодежи. Те, кто руководствуется бизнес-логикой, скорее подождут, когда в России появится хотя бы один такой интеракториум (построенный на деньги одной из местных администраций), и уже потом рассмотрят возможность поддержки необычного проекта».

Интерактивные форматы обучения в Москве широко используются в музее «Экспериментаниум». По словам Наталии Потаповой, одного из его сооснователей, за год музей посещают более 300 тыс. человек, при этом на площадке проходят и интерактивные экскурсии, и мастер-классы, и научные шоу, и циклы лекций. Все эти форматы в «Экспериментаниуме» близки к игровым. «Мы понимаем «интерактивность» иначе, чем коллеги из «Марс-Терраформинг», — говорит Наталия Потапова. — Для нас важно, чтобы дети могли потрогать предметы руками, увидеть проявления законов физики в чем-то, что окружает нас каждый день. Мы, наоборот, хотим увести детей и взрослых от виртуальной реальности, симулятивных тренажеров».

«Космические» развлечения предлагают жителям столицы Звездный городок, Московский планетарий, лектории Политеха и несколько культурных центров. Но все они работают как музеи и в отличие от «Парков развития» не организовывают сюжетных игр. Впрочем, все интерактивные площадки в той или иной форме позволяют активно взаимодействовать с экспонатами: в «Экспериментаниуме», например, проходят мастер-классы по сборке роботов, а в Звездном городке можно слетать на Марс в экспериментальном комплексе, в котором в 2007—2011 годах проводился проект «Марс-500» — серия имитаций пилотируемых полетов на Марс.

Владимир Коваленок,
президент Федерации космонавтики
«Марс-Терраформинг» — очень своевременный проект. Сегодня мы наблюдаем вспышку интереса мирового сообщества к изучению Марса — за такими проектами, как «Марс-500» и Mars One, за работой марсохода Curiosity следит весь мир. Важно, чтобы мальчики семи—десяти лет в России вначале воспринимали космос и возможность «потрогать» его как фантастику, затем — как мечту, а после — как цель. Тогда в России вернется то время, когда дети мечтали стать космонавтами.

Виталий Егоров,
представитель частной космической компании Dauria Aerospace
Образовательные центры, созданные для популяризации темы космоса NASA, вполне коммерчески выгодные проекты — они полностью окупаются за счет платных показов и лекций, а также продаж сувениров. В этом смысле бизнес-модель «Марс-Терраформинг» вполне может быть той же. Музеи Москвы, посвященные теме космоса, обычно предлагают только осмотр экспозиции, без сильного вовлечения посетителей в обучение, в игру. Поэтому проект на ВВЦ уникален. Думаю, государство могло бы помочь проекту скидками на аренду площадки или налоговыми льготами. С остальным, уверен, ребята справятся сами.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 03:13
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 03:13
Макрон рассказал о разговоре с Зеленским Политика, 03:35
Число ограничивших полеты российских аэропортов возросло до пяти Политика, 03:22
Не менее 23 человек погибли при пожаре в ночном клубе на курорте в Индии Политика, 03:11
Сикорский предложил Маску лететь на Марс после призыва упразднить ЕС Политика, 03:01
Ученые выяснили, что чат-боты могут изменять предпочтения избирателей Технологии и медиа, 02:47
В Пентагоне заявили о планах по обновлению ядерной триады США Политика, 02:12
Во втором за ночь аэропорту ограничили полеты Политика, 01:59
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Туск заявил об «общих врагах» США и Европы Политика, 01:40
Землетрясение магнитудой 7,0 зафиксировали на Аляске Общество, 01:14
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В «Укрэнерго» назвали сроки восстановления энергоснабжения Политика, 00:41
Актер из «Сталинграда» и «Петербургских тайн» умер в возрасте 67 лет Общество, 00:37
Bloomberg рассказал о тревожной утечке мозгов в Apple Технологии и медиа, 00:13
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10