Зачем объединять Москву и Подмосковье
Не так давно в интервью РБК daily бывший мэр Москвы Юрий Лужков высказался довольно безапелляционно за объединение Москвы и Московской области, посетовав на то, что в свое время столица шла к нему семимильными шагами (см. номер от 14.11.13). С моей точки зрения, кроме одного референдума в самом начале прихода Юрия Михайловича к власти более никаких шагов к объединению не предпринималась — наверное, чиновники Москвы и области достаточно комфортно чувствовали себя в своих креслах, и неизбежных в случае объединения рокировок не хотел никто. Но сегодня, как мне кажется, всем понятна экономическая необходимость единого московского региона.
С моей точки зрения, основная часть инфраструктурных проблем московского региона связана с его разобщенностью: Москва и область являются разными субъектами. Отсюда вытекает разное планирование дорожного трафика, например, или распределения мощностей. У меня были примеры как московских жилых комплексов, закупавших мощности в Подмосковье, так и подмосковных, подключавшихся к московским коммуникациям.
Новая Москва, любимая игрушка нынешних московских властей, является довольно невразумительной попыткой решить проблему перенаселенности столицы, я об этом говорил неоднократно. Однако предпосылки этого решения были очевидны — столица задыхалась в пределах МКАД, а хаотично появляющиеся районы-«замкадыши» не решали проблемы перенаселенности города, а лишь приводили к системным сбоям в дорожно-транспортной ситуации, в социальной и инженерной инфраструктурах.
Конечно, разумнее всего было «приращивать» Москву кольцами, как это и происходило на протяжении всей исторической перспективы роста города. Но было принято волевое решение переломить ход истории. Я, признаться честно, с интересом наблюдаю сейчас за новыми москвичами на границе Калужской области. Мне интересно, когда и насколько кардинально изменится их образ жизни в связи с развитием новых территорий. Пока же в этих районах — глубинка Подмосковья...
И в то же время вокруг столицы сформировалось плотное кольцо городов-спутников, которые фактически стали единым целым со столицей: экономически, транспортно, социально. Уже сегодня рынок, бизнес, потребители, да и сами власти перестают замечать границу МКАД. Не удивительно ли, что сегодня в том же Реутове, формально Подмосковье, квадратный метр стоит дороже, чем в Новой Москве? Ведется метро в Мытищи и Химки, а в подсознании каждого жителя столицы есть четкая взаимосвязь: метро — значит, Москва.
Нужно ли в таком случае формальное объединение двух регионов, спросят меня. И я отвечу утвердительно. Потому что в данном случае единый регион будет обозначать единые, не противоречащие друг другу планы развития. Объединение позволит принимать качественно иные решения и по нормализации острой дорожно-транспортной ситуации, по строительству транспортно-пересадочных узлов, по единой концепции возведения торговых центров (многие нынешние монстры, создающие автомобильные пробки, стоят по внешней стороне МКАД только потому, что подмосковные власти продавали землю дешевле) и по реализации объектов жилого строительства.
В едином регионе можно более эффективно решать не только экономические, но и экологические проблемы. Ведь, например, бесконтрольная вырубка лесов и застройка ближайшего Подмосковья неизменно сказываются на экологической ситуации в городе, уничтожение парков в столице приводит к повышенной нагрузке на природные объекты Подмосковья и т.д. С моей точки зрения, создать пресловутую комфортную среду возможно только в едином регионе.