Перейти к основному контенту
Национальные проекты⁠,
0

Какой бизнес чаще развивают женщины

Малый и средний бизнес
Число предпринимательниц в стране растет. Развивать свое дело им помогает в том числе программа «Мама-предприниматель» по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». Чаще всего женщины развивают социальный бизнес
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Более 6 млн женщин, или 44% от общего числа предпринимателей и самозанятых в России, ведут свой бизнес, по оценкам Минэкономразвития РФ.

За последние три года доля женщин в бизнесе в целом увеличилась на девять процентных пунктов, следует из результатов исследования аналитического проекта Tinkoff Data. Особенно заметно растет число женщин в онлайн-бизнесе: доля владеющих интернет-магазинами увеличилась с 45 до 52%, женщин-сейлеров на маркетплейсах — с 40 до 54%. Самый «женский» маркетплейс — Wildberries: доля женщин среди продавцов на этой площадке составляет 58%. Правда, у мужчин за последний год темпы роста оборотов бизнеса (25%) и продаж на маркетплейсах выше (84%). Бизнес у женщин увеличился на 17 и 61% соответственно.

Впрочем, опыт самой основательницы маркетплейса Татьяны Ким (Бакальчук), в частности, показывает, что женщины способны начать бизнес в декрете, совмещать его с материнством и развивать в очень крупные компании.

У женского предпринимательства огромный потенциал, который важен для развития российской экономики, отмечает заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. Государство, по ее словам, ставит перед собой цель — вовлечь как можно больше женщин в предпринимательскую деятельность, помочь им в преодолении главных барьеров на старте, в том числе отсутствия знаний, стартового капитала и моральной поддержки. На это, в частности, направлена федеральная программа «Мама-предприниматель» по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство», которая помогает женщинам с детьми или находящимся в декрете сделать первые шаги в бизнесе.

Из декрета в бизнес

Несмотря на снижение в целом гендерных стереотипов на рынке труда, часть работодателей по-прежнему относится предвзято к социальному статусу женщин, отмечают аналитики сервиса SuperJob. Негласные предпочтения к социальному статусу соискательниц, например наличию семьи и детей, имеют 19% компаний, участвовавших в опросе сервиса в этом году. В 2023 году таких было 22%, в 2010-м — 39%.

Кроме того, 24% работодателей считают, что из декрета лучше выходить через полтора года, еще 17% советуют сократить отпуск по уходу за ребенком до года, следует из данных сервиса. Тогда как большинство женщин (56%) предпочитают отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

Поэтому женщины часто уязвимы в период материнства с точки зрения возможности продолжения карьеры, отмечают эксперты. Многие вынуждены менять работу после выхода из декрета, переходить на фриланс или открывать собственное дело.

При этом, по оценкам hh.ru, именно в декрете женщины учатся более эффективно планировать время и осваивают режим многозадачности, а также открывают для себя потенциал для обучения новым навыкам и повышению продуктивности.

В 2023 году 64% женщин в декрете проходили различные образовательные курсы и программы, чтобы сменить профессию после выхода на работу, следует из результатов исследования hh.ru и центра «Сберуниверситет». 53% опрошенных женщин проходили обучение, чтобы подрабатывать во время декрета, а 35% — чтобы оставаться в курсе происходящих изменений в своей профессии.

Господдержка женщин-предпринимателей

Фото: пресс-служба

Именно образовательная составляющая наряду с финансовой поддержкой выступают сильной стороной программы «Мама-предприниматель», считает Татьяна Илюшникова. Даже не став победительницами региональных этапов, участницы проекта успешно запускают свои бизнес-проекты. Так, по итогам 2023 года выпускницы программы запустили 8149 проектов, то есть 74% участниц программа помогла успешно стартовать в бизнесе.

Напомним, что принять участие в программе могут как начинающие предпринимательницы, у которых есть только бизнес-идея, так и действующие женские бизнесы не старше одного года. Программа проходит в формате пятидневного обучения: участницы изучают основы предпринимательства, анализируют рынок, ищут способы привлечения инвестирования, составляют финансовую и маркетинговую стратегию. Образовательная программа также подразумевает общение с действующими предпринимателями региона и посещение местных успешных компаний.

На основе полученных знаний предпринимательницы дорабатывают бизнес-идею и презентуют ее перед экспертным жюри. После оценки рентабельности представленных бизнес-моделей, экономической обоснованности, оригинальности идеи и ее востребованности на рынке лучший проект получает грант в размере 100 тыс. руб. и другую поддержку.

Кроме региональных этапов программы предпринимательницы могут принять участие в дополнительных треках: «Мама-экспортер», «Мама в туризме», «Мама на селе», в онлайн-программе «Мамы. Дети. Бизнес».

В прошлом году программа была расширена федеральным этапом, он прошел в конце 2024 года. Для участниц это еще одна возможность «прокачать» свои предпринимательские навыки, а также получить дополнительную финансовую поддержку проекта, отмечают в Минэкономразвития РФ.

По словам Татьяны Илюшниковой, программа приобретает все большую популярность и значение для вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность. В 2024 году в ней приняли участие более 4 тыс. женщин в 70 регионах страны. Соорганизаторами выступают фонд «Наше будущее» и Корпорация МСП, генеральным партнером — Wildberries, банк-партнер — «Сбер». Поддержку проекту также оказывают «Союз женщин России», компания VK и платформа iDialogue.

Социальный вклад женского бизнеса

Мамы-предприниматели приходят на программу с разными проектами, но большинство из них имеют социальную направленность, отмечают в Минэкономразвития.

«Женщины в бизнесе, как правило, стремятся не только повысить доход своей семьи, но и принести пользу обществу», — говорит Татьяна Илюшникова. Многие проекты участниц программы «Мама-предприниматель», по ее словам, связаны с бизнесом в области здоровья, воспитания детей, культуры.

Например, в Чувашской Республике в 2023 году победительницей программы стала Ульяна Филиппова с проектом творческого центра для детей и взрослых «Сенсорика». В начале года мама двоих детей пришла на программу с бизнес-идеей, а в конце — открыла собственную мастерскую и провела первые мероприятия. В ближайших планах предпринимательницы — создание в центре зоны релакса, запуск клуба «50+», открытие филиалов в других районах города.

В Новосибирской области победителем регионального этапа стал проект выездных образовательных квестов для детей «Детский атлас» Анастасии Зайцевой. По замыслу автора, квесты легко реализуются в условиях стандартного школьного кабинета и являются дополнением к общеобразовательной программе для 1–5-х классов. Интерактив проходит в игровом формате и включает исторические, географические и другие факты о России. Проект был запущен весной 2024 года: к настоящему времени проведено восемь квестов для 187 детей в школах Новосибирска, Академгородка и села Пашино.

«Я заметила, что родительский комитет класса моего ребенка часто сталкивается со сложностями в организации детского досуга. Отсюда и родилась идея создавать интерактивные квесты, которые несут не только развлекательную, но и образовательную функцию», — рассказывает Анастасия Зайцева. Компания приезжает в школы со своими оборудованием и ведущими, каждый интерактив подстраивает под учебную программу. На квестах, например, рассказывают об истории России. «Таким образом, мы снимаем организационные вопросы с родителей и педагогов и вносим свой вклад в патриотическое воспитание», — отмечает победительница проекта из Новосибирской области.

Алена Гарматина из Краснодарского края в рамках программы «Мама-предприниматель» получила грант на реализацию детского книжного пространства «Бабушка-ракета». Оно расположено в восстановленном особняке XIX века в Краснодаре. Сюда приглашают детей на спектакли, литературные чтения и творческие мастер-классы. Основная миссия и цель проекта семьи Гарматиных — приучить детей к чтению. «У нас не стандартный книжный магазин, а творческое пространство с книгами, мероприятиями для детей и кафетерием», — говорит Алена Гарматина.

В Псковской области победительницей стала инструктор коррекционной гимнастики для детей Елена Зарываева. Предпринимательница развивает физкультурно-оздоровительный кабинет «Осанка. Дети», где помогает ребятам исправить проблемы со здоровьем. «Мама-предприниматель» помогла увидеть, как нужно дальше выстраивать процессы, чтобы бизнес развивался и приносил доход», — делится Елена Зарываева. На средства гранта она планирует приобрести инвентарь и запустить групповые занятия. В будущем предпринимательница планирует открыть свой Центр здорового движения.

70% руководителей социальных компаний — женщины, отмечает директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева: «Программа стала дополнительной точкой роста для социального бизнеса. В том числе поэтому мы оказываем поддержку в ее реализации и являемся грантодателем».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 10:22
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 10:22
Ловушки управления: что не так с планами, дедлайнами и частыми встречамиПодписка на РБК, 10:49
Тренер сборной Норвегии назвал «шоу уродов» жеребьевку ЧМ-2026 Спорт, 10:46
Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий РБК и РЭЦ, 10:45
Swarovski подала заявку на регистрацию товарного знака в России Бизнес, 10:41
Сладость или гадость: чем можно заменить сахар и насколько это безопасноПодписка на РБК, 10:35
«Эта победа нужна всей России». Сможет ли Ян вновь стать чемпионом UFC Спорт, 10:30
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Обломки БПЛА упали на территорию промпредприятия в Рязанской области Политика, 10:28
У Овечкина прервалась лучшая в сезоне НХЛ серия с набранными очками Спорт, 10:19
Посол Казахстана не увидел причин прекращать транзит нефти из России Политика, 10:16
Когда планы разбиваются о реальность: 5 способов справиться с фрустрациейПодписка на РБК, 10:15
Перфекционизм и страх мешают креативности. Как ее развитьПодписка на РБК, 10:05
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Еще один глобальный кризис: чем пластиковый мусор грозит миру и РоссииПодписка на РБК, 10:00