Солисты балета Большого - в проекте "Мастерская"
Для участия в первой мастерской осенью прошлого года были приглашены хореографы, не работающие в Большом. Нынешняя мастерская представляет исключительно "своих" артистов - не только среди исполнителей, но и среди постановщиков, а потому так и называется - "Хореографы Большого".
Как рассказал художественный руководитель балета Большого театра Алексей Ратманский, любой участник балетной труппы Большого мог поучаствовать в проекте. Изъявили желание создать постановку 8 человек, до показа дошли лишь четверо - солисты Большого Андрей Меланьин, Марианна Рыжкина, Анна Балукова, Морихиро Ивата.
Андрей Меланьин - единственный опытный постановщик из всех участников мастерской, обладатель балетных хореографических премий - представил балет "Поцелуй Ветра". А.Меланьин поставил спектакль в сотрудничестве с Российским национальным оркестром. В балете принимает участие камерный квинтет оркестра, который создает не только музыкальную ткань постановки, но и пластическую: музыканты в начале спектакля исполняют хореографический номер и затем размещаются в середине задней части сцены. Музыку к балету написал также музыкант из РНО - молодой композитор Андрей Рубцов. Балет, в котором явлены три темы - сестер, девушки и ветра, - развивает традицию психологического танца. Причем в спектакле заняты не только солисты Большого (Анна Антропова, Ирина Зиброва и Ян Годовский), но и танцовщица из кордебалета: партию девушки исполнила Ксения Аббазова.
Солистка Большого Марианна Рыжкина поставила хореографический номер "Капричос" на музыку Первого концерта для скрипки с оркестром Макса Бруха, к произведениям которого не часто обращаются балетмейстеры. Это дебют М.Рыжкиной в качестве хореографа. Балет отсылает к соположению реальности и фантастики в офортах Гойи и повествует о влюбленной паре (исполняют сама М.Рыжкина и Александр Волчков), которую терзают сомнения. Роли сомнений исполняют 7 танцовщиков в черных одеяниях. А.Меланьин назвал постановку автопортретом Р.Рыжкиной: "Балет такой же дерзкий и взволнованный, как сама балерина".
Еще одну постановку представила артистка кордебалета Анна Балукова. Это совсем коротенькая композиция (8 минут) с одним действующим лицом. "Вечериночная". - хореографический номер на музыку русской народной песни в исполнении Пелагеи, - где элементы классических балетных движений совмещены с танцевальным фольклором. Утонченность постановке придает пение a capella.
Заключительным балетом программы стала постановка солиста Большого театра Морихиро Иваты "Тамаши". Японский танцовщик рассказал, что хотел показать русскому зрители балет, основанный на старинной японской легенде и японском фольклоре. Тамаши в переводе с японского значит "дух". Легенда рассказывает о том, как пятеро "самых смелых, самых пылких душой самураев" пожертвовали своей жизнью ради спасения людей, которые могли погибнуть из-за извержения вулкана. Роль старца исполнил легендарный танцовщик Михаил Лавровский. Это самый большой балет из представленных в рамках мастерской. В нем много персонажей, несколько сюжетных линий. И как сказал А.Ратманский, Морихиро Ивата, "поставивший лишь 1-2 балета", успешно справился с темой и большим числом героев.
На конец сезона запланирована еще одна мастерская - к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. К участию в проекте будут приглашены европейские и американские хореографы, которые представят спектакли на музыку Шостаковича.