Перевод в банк
Как стало известно РБК daily, КБ «Юнистрим», владеющий одноименной системой денежных переводов, станет универсальным банком. Кирилл Пальчун, который возглавит организацию в ближайшее время, уже сделал первый шаг в этом направлении: в линейке продуктов кроме традиционных переводов появятся электронный кошелек и РКО для бизнеса. Фактически г-н Пальчун монетизирует банковскую лицензию, которую «Юнистрим» получил еще в 2006 году.
В понедельник был последний рабочий день президента КБ «Юнистрим» Сурена Айрияна, который проработал в банке 12 лет. Его сменит Кирилл Пальчун, исполняющий обязанности предправления, документы на его утверждение первым лицом сейчас находятся в ЦБ. Такой должности, как президент, после ухода г-на Айрияна больше не будет.
Кирилл Пальчун пришел в «Юнистрим» в 2009 году финансовым директором, принимал участие в подготовке стратегии компании и разработке продуктов. До этого г-н Пальчун семь лет работал в Western Union, занимался операционными вопросами, внедрением продуктовых программ, а также финансовыми делами компании. Решать бизнес-задачи г-ну Пальчуну помогают два образования: он окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ и банковский институт Высшей школы экономики.
Как рассказал РБК daily Кирилл Пальчун, новой стратегией развития «Юнистрим», рассчитанной на три года, предусмотрен переход от монопродуктового банка к универсальному. КБ «Юнистрим» (ранее департамент Юниаструм Банка) получил банковскую лицензию еще в 2006 году, но все это время занимался исключительно денежными переводами. «За последние годы мы увеличили свое присутствие в ритейловых сетях. Мы увидели рост переводов по России, а также то, что клиенты очень мобильные, что им нужны другие финансовые услуги, кроме переводов. Поэтому решили заняться универсальным банкингом», ― рассказывает г-н Пальчун.
Первым шагом стал запуск услуги «Юнистрим-Деньги», в рамках которой клиент может получить банковские и платежные услуги онлайн. «По сути это электронный кошелек для переводов и не только», ― поясняет Кирилл Пальчун. То есть клиенту не нужно идти в пункт обслуживания, чтобы совершить перевод, он может завести в Интернете кошелек, пополнить его в пункте обслуживания или с карты и сделать перевод. Причем деньги можно отправить как на электронный кошелек адресата или на его карту, так и в пункт обслуживания.
«Услуга рассчитана на наших постоянных клиентов, которых свыше 2 млн людей — это число тех, у кого есть идентификационные карты для совершения переводов», ― добавляет г-н Пальчун. По планам «Юнистрим» за первые полтора года к кошельку подключатся 1,5 млн клиентов.
Для индивидуальных предпринимателей и компаний малого бизнеса «Юнистрим» планирует ввести рассчетно-кассовое обслуживание. «Спрос на эту услугу мы видим со стороны магазинов, которые работают в торговых центрах, где находятся и наши точки», ― говорит г-н Пальчун.
Участники-рынки называют решения «Юнистрима» грамотными в условиях высокой конкуренции между системами денежных переводов. «У банка «Юнистрим» есть достаточно большая сетка отделений, но поскольку все они монопродуктовые, это нельзя назвать успешной бизнес-моделью на низкомаржинальном рынке, для которого характерен постоянный демпинг в части тарифных планов со стороны других игроков», ― считает председатель совета директоров платежной системы «Лидер» Ольга Вилкул.
По ее мнению, оказание новых услуг приведет к диверсификации бизнеса. «Но есть один большой минус: без вступления в систему страхования вкладов это сложно сделать, особенно если мы говорим о создании полноценного банка, работающего с физическими лицами», ― добавляет она.
На рынке онлайн-платежей сомневаются, что «Юнистрим» сможет конвертировать свою клиентскую базу в пользователей электронных кошельков. «Потребители, которые привыкли совершать переводы в страны СНГ наличными, мало пересекаются с активной интернет-аудиторией, у них нет привычки платить в онлайне, поэтому массово переучить их будет непросто», ― отмечают в пресс-службе «Яндекс.Деньги».
Татьяна Алешкина