Монетный дождь
Осеннее снижение цен на инвестиционные монеты привело к росту спроса на них. Монеты никогда не были сверхдоходным инструментом для вложения денег, но их можно рассматривать как способ сохранения сбережений.
«Я начал собирать «победоносцев» (монета «Георгий Победоносец» — одна из самых популярных инвестиционных монет. — РБК daily) в 2006 году, тогда такая монета стоила 4,4 тыс. руб., сейчас — уже больше 11 тыс. руб.», — приводит пример по доходности директор направления по работе с монетами из драгметаллов МДМ Банка Валерий Лебедев.
Спрос на монеты, по его словам, сейчас высокий. «Конечно, это не ажиотаж 2008—2009 годов, но с начала года спрос увеличился на 15%», — добавляет г-н Лебедев.
Банки предлагают два вида монет: инвестиционные, которые чеканятся большими тиражами и доступны по цене, и памятные с ограниченным тиражом, высоким качеством чеканки и, как следствие, более дорогими. Последние можно считать произведением искусства, такие монеты больше интересны нумизматам, их покупают в качестве подарка.
В кризис ЦБ активно снабжал банки инвестиционными монетами, так как спрос был выше обычного. Потом началась подготовка к летним Олимпийским играм-2012, и ЦБ начал выпускать посвященные ей памятные монеты. Чтобы не создавать конкуренцию олимпийским монетам, ЦБ в 2011 году не чеканил «победоносцев», поэтому на рынке образовался их дефицит. «Из-за нехватки отечественных «победоносцев» на рынке стали пользоваться популярностью американские инвестиционные монеты: орлы, канадские кленовые листы, австрийская филармоника», — рассказывает г-н Лебедев.
Ситуация с дефицитом разрешилась летом этого года, когда ЦБ начал «отгружать» самые востребованные монеты в коммерческие банки. Параллельно Банк России постепенно снижал отпускные цены на монеты. Например, если полгода назад, согласно котировкам ЦБ, золотой «Георгий Победоносец» номиналом 50 руб. стоил 13,3 тыс. руб., то по состоянию на 30 сентября — 11,6 тыс. руб. Только за сентябрь цена снизилась почти на 1 тыс. руб. — с 12,4 тыс. руб.
На розничной стоимости монет ценовая политика сказывается не сильно, говорят представители банков. «Цена ЦБ формируется исходя из текущих рыночных цен на драгоценные металлы, — рассказывает вице-президент СМП Банка Оксана Мисане. — Естественно, что снижение рыночных цен влияет и на розничные цены. Но в основном это касается цен на слитки, которые по определению весят гораздо больше. Для монет разница в цене не настолько существенна».
По словам замдиректора департамента по работе с VIP-клиентами банка «Петрокоммерц» Ильи Федукина, в зависимости от уровня отпускных цен наценка на инвестиционные монеты может составлять 4—10% и более, на памятные монеты часто может превышать 20—30%.
Эксперты указывают на несколько преимуществ инвестиционных монет по сравнению с другими вложениями в драгметаллы. В частности, в отличие от слитков при продаже монет не взимается НДС. «Металлическими счетами пользуются, как правило, более подкованные в финансах люди, которые при изменении биржевых цен готовы совершать сделки покупки и продажи», — отмечает Оксана Мисане.
«Также следует отметить высокую ликвидность инвестиционных монет и меньшую подверженность колебаниям цены металла», — добавляет Илья Федукин.
В банках ожидают еще большего увеличения спроса на монеты к Новому году: люди начнут покупать их в подарок. При этом если в обычное время наибольшим спросом пользуются золотые «победоносцы», то ближе к празднику — монеты с символикой наступающего года.
Ажиотажного спроса не ожидается, подчеркивают эксперты. «Монеты останутся средством сбережения, объектом коллекционирования, а также отличным подарком», — считает г-жа Мисане.