Ленинградский вокзал остался без Ленина
Как отметил В.Якунин, при реконструкции строители старались, с одной стороны, сохранить внешний исторический вид здания, его неповторимый колорит, а с другой - полностью переоборудовать внутренние помещения реконструируемого здания с целью создания максимально комфортных условий для пассажиров и работников РЖД.
В ходе работ был частично восстановлен первоначальный облик вокзала, включая цвет фасада и утраченные архитектурные детали. В то же время из главного зала убрали установленный там в 1975 году беломраморный бюст Владимира Ленина, а со стены за памятником - выполненную металлическими буквами надпись "11 марта 1918 года на этот вокзал в связи с переездом советского правительства из Петрограда в Москву прибыл Владимир Ильич Ленин".
Теперь на месте старой надписи появилась надпись "Добро пожаловать в Москву", а изгнанный с вокзала памятник отправился в Музей Московской железной дороги. Там он составит компанию траурному поезду, на котором в 1924г. из Горок было доставлено тело Ленина.
Инвестиции РЖД в реконструкцию Ленинградского вокзала за 2009-2013гг. составили около 3 млрд руб. После реконструкции площадь вокзала увеличилась почти на 8 тыс. кв. м - с 21 тыс. до 29 тыс. кв. м, в том числе дополнительно было введено около 3 тыс. кв. м коммерческих площадей.
Главный вход в Ленинградский вокзал остался со стороны Комсомольской площади. Через него пассажиры попадают в зал исторической части здания с размещенными в нем справочными службами, далее через аркаду арочных проемов - в кассовый зал с кассами дальнего следования, через операционный зал - к залам ожидания транзитных пассажиров с магазинами, кафе, сувенирными лавками и т.п., а далее - на платформы поездов дальнего следования. Кассовый зал и зал ожидания пассажиров пригородного сообщения расположены обособленно.
Современная часть вокзала заметно изменилась. Так, например, кассы дальнего следования реконструированы в кассы открытого типа. В РЖД отметили, что это позволяет наиболее эффективно использовать высвобождающиеся площади, повышает рентабельность помещений и улучшает качество обслуживания пассажиров.
По-новому обустроены торговые зоны, усовершенствовано общее расположение предприятий торговли и сферы услуг на вокзалах. Кроме того, на Ленинградском вокзале создан современный фуд-корт - единое пространство для размещения предприятий общепита, действующих под различными брендами и в разных ценовых сегментах.
На привокзальной площади установлено оборудование для парковки личного автотранспорта, отдельно выделены стоянки такси, на которых работают компании, получившие городскую аккредитацию, организована стоянка для инвалидов, смонтированы и установлены информационные указатели.
Кроме того, Ленинградский вокзал оснащен средствами контроля и досмотра пассажиров (стационарными металлообнаружителями, рентгеновскими установками, аппаратурой радиационного контроля и обнаружения ВВ, взрывозащитными контейнерами, новыми камерами видеонаблюдения и т.п.).