Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как облегчить боль: 10 способов помочь себе Совместный проект, 05:59 В Азовском море начали буксировку поврежденного взрывом танкера Общество, 05:13 Умер глава Samsung Ли Гон Хи Общество, 05:06 Состояние богатейшего европейца выросло на $8 млрд за неделю Бизнес, 04:47 Почему людям стало важно делать что-то своими руками. Исследование РБК Стиль и Яндекс Дзен, 04:30 Гидрометцентр пообещал аномально теплый конец октября в России Общество, 04:29 В Донбассе погиб командир батальона ЛНР «Призрак» Марков Общество, 03:49 Шлеменко назвал закономерным решением завершение карьеры Нурмагомедовым Спорт, 03:33 СК опубликовал видео с места убийства бизнесмена Петрова Общество, 03:16 Тренер Нурмагомедова сообщил о планах бойца после завершения карьеры Спорт, 03:07 Помпео попросил Лукашенко выпустить политтехнолога Шклярова из Белоруссии Политика, 03:07 СМИ опубликовали запись переговоров экипажа взорвавшегося танкера Общество, 02:55 Нурмагомедов поблагодарил отца после победы над Гэтжи Спорт, 02:54 Тренер рассказал о заболевании Нурмагомедова свинкой перед боем с Гэтжи Спорт, 02:39
Общество ,  
0 

Национальная беспечность

Фото:REUTERS
Фото: REUTERS

С 1 июня спецслужбы США не могут отслеживать переговоры и переписку граждан: Сенат так и не смог продлить действие Патриотического акта или принять новый закон на замену. Скорее всего, эта ситуация продлится недолго, но до принятия нового закона АНБ и ФБР собирать персональные данные не смогут.

В 16:00 (23:00 мск) 31 мая, не дожидаясь результатов голосования в сенате, Агентство национальной безопасности США начало отключение серверов и отзыва доступа к базам данных АНБ. Спецслужбы готовились к наихудшему для них варианту — полной отмене положений Патриотического акта от 2001 года, позволяющим ФБР и АНБ получать доступ к телефонным переговорам, переписке и другим личным данным граждан, в отношении которых не ведется официальное расследование. АНБ «находилось в боевой готовности», цитирует The New York Times источника в администрации Барака Обамы.

В ночь на понедельник 1 июня в США истек срок действия наиболее спорных и одиозных положений принятого вскоре после террористических атак 11 сентября 2001 года Патриотического акта — прежде всего статьи 215, разрешающей скрытый сбор личных данных (о том, что разрешала ст. 215, см. справку). Американские спецслужбы оказались в деликатной ситуации после раскола в сенате: часть законодателей выступали за безусловное продление секретных программ, а другие поддержали более умеренный Акт о свободе (USA Freedom Act). Наконец, заметная часть сенаторов намеревается положить конец сбору данных спецслужбами, не поддержали одну из инициатив. Неформальным лидером этой фракции является видный сенатор-республиканец Рэнд Пол, вероятный кандидат в президенты на выборах 2016 года.

В середине мая Палата представителей уже одобрила подавляющим большинством голосов Акт о свободе, призванный заменить неоднозначную статью 215 (Section 215) Патриотического акта. Но на прошлой неделе в сенате закон не смог собрать необходимых 60% голосов. Встречное предложение лидера сенатского большинства, республиканца Митча Макконнела, продлить Патриотический акт на два месяца тоже провалилось на голосовании.

В надежде на «компромисс в последний момент» Макконнел назначил следующее заседание сената на воскресенье, 31 мая. В результате уже за полночь законодатели 77 голосами против 17 согласились «принять к рассмотрению» Акт о свободе. Процесс рассмотрения законопроекта в сенате и последующее утверждение его президентом займет несколько дней или недель. До его утверждения сенатом и президентом спецслужбы вообще не смогут открывать новых расследований по утратившим силу статьям.

Стечение обстоятельств

За 14 лет существования Патриотического акта, который был принят сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года, такая ситуация, как сейчас, сложилась впервые. До этого положения закона, ограниченные по срокам, успешно продлевались несколько раз.

Противодействие Патриотическому акту в обществе и политической элите стало нарастать после скандальных разоблачений Эдварда Сноудена, раскрывшего истинные масштабы работы АНБ, собиравшей миллионы записей разговоров граждан США. Как отмечает The New York Times, «спецслужбы истолковали свои полномочия гораздо шире, чем то, что сами конгрессмены изначально хотели им позволить».

На фоне обостряющейся критики Вашингтону пришлось начать думать об изменениях в законодательстве. Осенью 2013 года группа конгрессменов внесла на рассмотрение Акт о свободе, призванный привести работу спецслужб в соответствие с законом FISA, ограничить сферу деятельности программы АНБ, заменив массовый сбор метаданных на точечный — по конкретному запросу. Для этого предполагается, что право хранить информацию перейдет к сотовым операторам, которые по запросу будут делиться данными со спецслужбами.

Летом 2014 года Акт о свободе прошел голосование в нижней палате, но провалился в сенате. После выборов в конгресс в ноябре 2014 года инициаторы документа доработали его и весной вновь выставили его на голосование и приняли. Но 23 мая сенат второй раз подряд отклонил Акт о свободе.

Важным фактором сложившейся ситуации стало то, что в США набирает обороты кампания за участие в президентских выборах: один из потенциальных кандидатов Рэнд Пол сделал противодействие слежке спецслужб за гражданами одним из лейтмотивов своей избирательной кампании. В середине мая Пол он произнес в сенате речь длительностью 10,5 часа против программ слежения АНБ. А появление более либерального Акта о свободе раздробило голоса сенаторов, и ни одна из инициатив не набрала требуемого большинства. Радикальных противников засилья спецслужб Акт о свободе (в особенности его редакция 2015 года) тоже не устраивает: по их мнению, он налагает на спецслужбы недостаточно ограничений и оставляет для них большое количество юридических лазеек.

Конец великой слежки

В результате противоречий в сенате в полночь воскресенья (в Москве в это время было 7 часов утра понедельника) спецслужбы США автоматически утратили все привилегии, предоставленные им статьей 215. В первую очередь это коснулось ФБР, которое прямо упомянуто в этом разделе. Как отмечает The Wall Street Journal, руководство ФБР полагает, что их ведомству статья 215 позволяет использовать инструменты для реальной борьбы с терроризмом, тогда как программы АНБ они считают менее эффективными.

Например, сотрудники ФБР получали доступ к данным гостиницы, если у них было предположение, что там останавливался террорист или иностранный шпион. Увидев, как подозреваемый расплачивался банковской картой, они могли запросить данные по этой транзакции и выследить владельца карты. По словам самих сотрудников бюро, они не используют закон для сплошного сбора данных, в отличие от АНБ.

Поскольку статья 215 Патриотического акта является центральным элементом законодательства о слежке, ее исключение лишило легальной базы ключевую программу АНБ по массовому сбору метаданных коммуникации американских пользователей (номера телефонов, время и место звонков).

В своей записке от июня 2013 года АНБ утверждает, что программа сбора данных идет в соответствии со статьей 215 и доступ к информации, кроме сотрудников агентства, имеют только семь высших чиновников, а непригодившиеся данные удаляются через пять лет. Тем не менее связь этой программы с Патриотическим актом уже поставлена под сомнение: в начале мая суд Нью-Йорка постановил, что статья 215 на самом деле не санкционирует подобного рода деятельность АНБ. Тем самым будущее действующей системы слежения становится еще более туманным.

При участии Максима Солопова