Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Поездом, паромом и автобусом: репортаж РБК по пути в Крым, минуя Украину

С начала этой недели РЖД предлагает новую услугу для тех, кто едет в Крым - сквозной билет на поезд, автобус и паром через Керченский пролив. Он должен компенсировать временное отсутствие прямого железнодорожного сообщения через территорию Украины.
Фото: РБК
Фото: РБК

За билетом надо постоять

Купить так называемый сквозной билет оказалось непросто. Продажа, согласно сообщениям Минтранса и РЖД, была открыта 28 апреля, сервис начал действовать с 1 мая.

Купить проездной документ привычным и наиболее удобным способом - через интернет - нельзя, приобрести его возможно только лично явившись к окошку кассы. Отстояв очередь к первому попавшемуся кассиру Курского вокзала, выяснилось, что "супербилет" продается только в одном окошке из полусотни - международной кассе. Почему переезд в Крым исключительно через российскую территорию считается международным, кассир объяснить не смогла. Никаких объявлений, указаний или разъяснений в кассовом зале тоже нет.

Вторая очередь заняла также около получаса. "Ой! - обрадовалась кассир. - Вы первый у нас покупатель сквозного билета!". Таким образом, в первый день продаж около трех часов дня, корреспондент РБК был первым, кто поинтересовался наличием разрекламированного сервиса. На оформление билетов ушло около 20 минут - кассир напряжено хмурила брови, глядя в многостраничную инструкцию, звонила кому-то по телефону и, наконец, призвала на помощь начальницу. В четыре руки они выписали кучу бумажек розового и голубого цветов - билет на поезд из Москвы до Краснодара, посадочный талон на автобус Краснодар - Севастополь и еще пару каких-то квитанций, наличие которых необходимо то ли для отчетности, то ли для соблюдения каких-то формальностей. С учетом поздней покупки и купе в фирменном поезде, все обошлось в сумму около 8000 рублей на человека. То есть путь, занимающий более 30 часов, обходится немного дороже, чем перелет в менее чем два часа.

Поездом, паромом и автобусом: репортаж РБК по пути в Крым, минуя Украину
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Москва - Краснодар - порт "Кавказ"

Кажется, мы были единственными обладателями "сквозных" билетов на весь поезд. Почти все ехали до конца - до Новороссийска. И лишь несколько человек, как рассказала проводница, - до Краснодара. Поезд от Москвы до Краснодара в среднем идет около 25 часов. Нам повезло - экспресс довез нас за 21 час, но приходит в Краснодар он в без четверти шесть утра.

Куда идти искать нужный автобус в незнакомом городе, мы не знали. Проводница успокоила нас: автовокзал находится прямо через дорогу от вокзала железнодорожного, и автобус, скорее всего, базируется там. Но все оказалось еще проще. Прямо на платформе около вагона стояла женщина в железнодорожной форме и громко выкрикивала наши фамилии. На груди табличка "Помощник начальника станции". "Сегодня первый день, когда действует маршрут, поэтому нас подрядили помогать пассажирам собраться в автобус", - объяснила она на бегу.

Пассажиров собралось немного - в двадцатиместный микроавтобус Mercedes сели семь человек, включая девочку-подростка и маленького ребенка. Еще один пассажир не попал на автобус. Как он объяснил сопровождающему представителю компании-перевозчика, проводник при посадке в поезд в Воронеже 30 апреля отнял у него купон на автобус и вернул деньги, заявив, что он действует только с 1 мая и, поэтому недействителен. На наших глазах он удалился к автовокзалу заново покупать билет на автобус до порта "Кавказ" и бронировать место на пароме.

"Я прикинул, что путь короче, удобнее и дешевле, чем через Украину или самолетом", - рассказывает воронежец Владимир Загородний.

Поездом, паромом и автобусом: репортаж РБК по пути в Крым, минуя Украину
Владимир Загородний. Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Дмитрий Прокопенков из Брянска объясняет свой интерес к маршруту тем, что не любит летать на самолете. К тому же дорога до Симферополя с поездкой в плацкартном вагоне ему обошлась в 2700 рублей, почти втрое дешевле, чем самолетом. "К девушке еду на праздники", - смущенно говорит он, затягиваясь сигаретой.

Поездом, паромом и автобусом: репортаж РБК по пути в Крым, минуя Украину
Дмитрий Прокопенков. Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

А вот Борис Паутов из Пскова утверждает, что не умеет пользоваться интернетом, поэтому купил то, что посоветовали в кассе. "Обратно полечу самолетом! Дешевле и быстрее!" - решил он.

Поездом, паромом и автобусом: репортаж РБК по пути в Крым, минуя Украину
Борис Паутов. Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Автобусы отправляются по мере прибытия пассажиров, предыдущий ушел двумя часами раньше, когда в него сели два первых пассажира "сквозной" линии, рассказал сопровождающий. Мы уехали на полчаса раньше времени, означенного в билете.

После четырех часов езды по хорошим дорогам Краснодарского края мимо аккуратных поселков, полей и виноградников мы уткнулись в хвост очереди из машин на паром, растянувшейся примерно километров на шесть. Водитель стал обходить очередь по встречной, но наткнулся на группу инициативных граждан, перегородивших дорогу и препятствовавших движению желающих влезть вне очереди. Демонстрация маршрутного листа - ведь наш автобус выполнял рейс только до порта, где должен был нас высадить - успокоила добровольных дружинников, и они нехотя расступились. На пути до порта мимо очереди нам пришлось еще не менее трех раз останавливаться и доказывать группам граждан, что мы не собираемся вместе с автобусом пролезть на паром. А сотрудникам ГИБДД на въезде в порт пришлось отдать техпаспорт машины в залог ее быстрого возвращения.

Поездом, паромом и автобусом: репортаж РБК по пути в Крым, минуя Украину
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Паромы не справляются.

Взойдя на паром, где, к слову, дежурный впервые услышал о "сквозном" билете и некоторое время советовался по рации, можно ли нас пропустить, стало ясно, почему очередь была такой строгой. К 10 утра 1 мая на переправу заехали машины, которые встали в очередь накануне в два часа дня. То есть, чтобы попасть из порта "Кавказ" в Крым, нужно было подождать около 20 часов.

Линию "Кавказ - Керчь" обслуживает компания "Анрос". У нее, согласно собственным данным, четыре парома, один из них - грузовой. Несмотря на то, что рейсы короткие, переезд в одно направление занимает не более получаса со швартовкой и отшвартовкой - паромы катастрофически не справляются: на каждый из них помещается примерно два десятка автомобилей. На паромах тесно - чтобы попасть внутрь, приходится обтереть собой пару пыльных машин. В очереди их стоят сотни. "А 9 мая все встанет в обратном направлении, будем ночевать в Керчи", - грустно констатировали водители, ожидавшие конца рейса в пассажирском салоне парома перед телевизором, транслировавшим Первый российский канал. Там как раз показывали новости, в которых ликующие москвичи отмечали Первомай.

В Крыму не ждут

Прием на крымской стороне резко контрастировал с тем, что мы увидели на вокзале Краснодара. Нас вообще никто не ждал, никакого автобуса не было и, похоже, не предвиделось. Представительница автоперевозчика - АНО "Транспортная дирекция" - сначала попыталась сделать вид, что ей не до нас. "Они тут стоят и хотят автобус, а я никаких указаний не получала, - сетовала она в мобильный телефон неизвестному собеседнику, одновременно комкая в карман бейдж с именем и должностью. - Они, правда, существуют, эти билеты, у них они есть, а что делать - непонятно".

Девушка, представившаяся Татьяной, позже объяснила, что про "сквозные" билеты она слышала какую-то разрозненную информацию и полагала, что их только планируют ввести. После получаса переговоров по телефону Татьяна сообщила, что водитель едет, но будет примерно минут через сорок, а то и через час.

"Был тут уже один с таким билетом перед вами, - из двери с табличкой "Дежурный" вышел немолодой мужчина в камуфляжной форме, но без знаков различия. - Так я ему сразу сказал: никаких автобусов тут нет и не будет, бери маршрутку, поезжай в Керчь до автовокзала и там покупай билет на обычный автобус". "И что он? " - спрашиваю я. "Что-что? Уехал на маршрутке куда-то", - мужчина в камуфляже ухмыльнулся.

В полдень, примерно часа через полтора часа ожидания, появился автобус. Правда, это был микроавтобус Volkswagen на шесть пассажиров, а нас было семеро, включая маленького ребенка. Ему пришлось почти всю дорогу ехать на коленях у мамы и уже через пару часов поездки его недовольство стало выражаться в том, что ребенок стал бить меня ногами.

Поездом, паромом и автобусом: репортаж РБК по пути в Крым, минуя Украину
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Мы вдвоем ехали в Севастополь, еще двоим нужно было в Симферополь, а мама с двумя детьми стремилась попасть в Ялту, в санаторий. Только в первый день "Транспортная дирекция" послала один автобус на всех, в ближайшие дни их будет несколько по разным направлениям, рассказал нам водитель Тимур. "Отпустили меня на все праздники, а вчера в 11 ночи позвонило начальство и говорит: давай, развози пассажиров из порта", - жалуется Тимур.

Сначала мы заезжаем на автовокзал в Симферополе, где выгружаем первых двух пассажиров, потом - к воротам ялтинского санатория, и, наконец - в Севастополь. Из-за этого поездка затягивается - в общей сложности, с учетом ожидания транспорта в Керчи, мы провели в дороге от Краснодара около 12 часов.

Анатолий Темкин (Москва -Крым)

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Мосгорсуд утвердил приговор о восьми годах колонии для Максима Каца Политика, 12:34
Туроператоры не увидели снижения спроса на туры в ОАЭ и Египет Общество, 12:28
FA узнал, что Украина не посоветовалась с США о стамбульских соглашениях Политика, 12:26
Леброн Джеймс и Карри сыграют за сборную США на Олимпиаде Спорт, 12:23
СК завел дело после нападения охранников стройки на журналистов Общество, 12:22
Почему неэффективно урезать более 10% от нормы калорий при похудении РБК и Мистраль, 12:20
Зеленский объяснил фразой «ноль ракет» уничтожение Трипольской ТЭС Политика, 12:19
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Царукян стал первым номером рейтинга лучших бойцов UFC в легком весе Спорт, 12:07
Защита блогера-сыроеда обжалует приговор из-за смерти ребенка Общество, 12:02
Москва стала третьей по темпам падения ввода жилья в России Недвижимость, 12:02
Штрафы за спам и утечку данных: проверьте, законны ли ваши рассылки Pro, 11:57
В Оренбургской области за сутки вода отошла от 1 тыс. подтопленных домов Общество, 11:55
Депутаты Госдумы предложили поднять минимальный оклад до уровня МРОТ Общество, 11:53
Умер чемпион мира по футболу 1974 года в составе сборной ФРГ Хёльценбайн Спорт, 11:40