Карты не подведут
С 1 апреля платежные системы Visa и MasterCard должны были перевести внутрироссийские транзакции в национальную платежную систему. Часть банков уже предупредили клиентов о проблемах при использовании пластиковых карт. Как обезопасить себя от возможных сбоев по картам?
По новым правилам работы на территории России международные платежные системы Visa и MasterCard должны с 1 апреля начать проведение внутрироссийских транзакций через Национальную систему платежных карт (НСПК). Ввести новые правила было решено в прошлом году, после того как Visa и MasterCard заморозили операции по картам попавших под санкции банков («Россия», СМП Банк и др.).
Во вторник ЦБ сообщил, что MasterCard завершила процесс подключения банков к операционно-клиринговому центру НСПК в установленный срок. Ранее стало известно, что Visa не успевает перевести весь трафик в национальную платежную систему и продолжит проводить операции через свои клиринговые центры.
Большинство отечественных банков уверяют, что процесс перехода никак не отразится на клиентах. Сбербанк еще 27 марта заявил, что готов к любому развитию событий и обслуживание карт будет стабильным.
«С точки зрения клиента, нет никакой разницы, как именно маршрутизируется транзакция. Это просто смена технологии, которая не должна отразиться на владельцах карт», — уверяет начальник отдела пластиковых карт и сервисов ДБО Абсолют Банка Алексей Перов. Некоторые банки все же предупредили клиентов о возможных сбоях при использовании пластиковых карт. В конце прошлой недели Райффайзенбанк распространил среди клиентов сообщение, в котором попросил отнестись с пониманием к «возможным неудобствам, вызванным техническими работами». При этом банк уточнил, что предстоящие изменения не затронут операции, совершаемые в банкоматах Райффайзенбанка, а также операции клиентов, находящихся за границей.
Что может пойти не так?
Самый негативный вариант — это остановка всех операций с картами Visa и MasterCard в России. Это произойдет в случае, если платежные системы отключат банковские идентификационные номера (БИН), которые они используют для идентификации банка при авторизации, процессинге и клиринге, говорит заместитель начальника департамента платежных технологий Пробизнесбанка Леонид Яшин.
Впрочем, это очень маловероятный сценарий, оговаривается эксперт. Основная проблема, которая может возникнуть у держателей карт, — отказ обслуживания. «Мы сталкивались с похожей проблемой, когда начинали выпуск карт платежной системы Union Pay», — рассказывает заместитель председателя правления ЛайтБанка Денис Фонов. У некоторых банков не подгружался идентификационный код, который определяет карту в системе. «Это можно сравнить с ситуацией, когда у вас есть паспорт, но по каким‑то причинам его номер исчез из системы. Чтобы его вернуть, нужно связаться с органом, который его выдал. Мы точно так же в ручном режиме связывались с банками, системы которых не видели карты клиентов, и просили внести изменения», — вспоминает Фонов. Обычно этот процесс занимал один-два дня.
Также в отдельных случаях возможны списания средств с задержкой и двойные списания, добавляет Яшин.
Что делать, если у вас все‑таки были списаны лишние средства?
Основной совет, который дают банкиры, — при возникновении любых сложностей с проведением транзакций обращаться к специалистам банка, выпустившего карту. Если при оплате у вас были некорректно списаны деньги, то нужно сохранить все чеки и сразу же обратиться в банк, поясняет глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. Сотрудники cаll-центра предложат приехать в ближайшее отделение и написать заявление.
По закону «О национальной платежной системе» в случае оспаривания платежа банк должен рассмотреть претензию клиента в течение 30 дней, если речь идет о платежах, совершенных на территории России, и в течение 60 дней при заграничных транзакциях.
Пока все спокойно
Российские ретейлеры пока не столкнулись с проблемами, связанными с переводом операций по картам Visa и MasterCard на Национальную систему платежных карт. Представители X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), «Дикси», Metro, «Снежной королевы» и Lamoda заявили РБК, что в течение дня 1 апреля никаких жалоб из их магазинов не поступало. Пресс-секретарь Ассоциации компаний интернет-торговли Антон Пантелеев также рассказал РБК, что 1 апреля никаких сбоев, связанных с проведением платежей по картам, зафиксировано не было. По словам директора по эмиссии и расчетам процессингового центра Альфа-банка Сергея Брынина, миграция на НСПК по картам MasterCard Альфа-банка прошла без сбоев. «Мы много внимания уделили процессу тестирования и подготовительным работам. Также с целью минимизации рисков переход трафика на российский процессинг осуществлялся не одномоментно, а несколькими порциями», — рассказал Брынин РБК. Как отметил сотрудник банка из топ-10, по картам Visa большая часть операций, как и раньше, обрабатывается в операционном центре за рубежом.
Представитель Райффайзенбанка, который ранее предупреждал о возможных сложностях при проведении расчетов, заявил, что никаких сбоев в работе пластиковых карт не было и нет. Оттока средств с карточных счетов в Райффайзенбанке не было, добавил он.
Материал подготовлен проектом Quote.rbc.ru