Скидка на 2%
Правительство внесло в Госдуму законопроект о налоговых льготах для крупных дальневосточных инвесторов. На ближайшее десятилетие федеральная ставка налога на прибыль для них снизится с 20 до 18%. Региональные власти могут и вовсе обнулить ставку, однако эксперты сомневаются, что их бюджеты это выдержат.
Белый дом разработал и направил на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий льготы по налогу на прибыль для крупных инвесторов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), Забайкальском крае, Бурятии и Иркутской области. Законодательно будет введена новая категория налогоплательщика — «участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях перечисленных регионов». Речь идет о проектах с объемами вложений от 150 млн руб. в течение трех лет и от 500 млн руб. в течение пяти лет. Их освободят на десять лет от 2% (федеральная часть) налога на прибыль.
Сейчас налог на прибыль составляет 20%. Большая часть этого налога (18%) уходит в региональный бюджет. Впрочем, согласно правительственной инициативе регион может отказаться от налога вовсе (в течение первых пяти лет реализации проекта, а потом претендовать на 10% прибыли).
На льготную систему могут рассчитывать инвестпроекты, открытые с 2014 по 2023 год. Пониженные ставки налога на прибыль для проектов более 500 млн руб. за пять лет будут действовать до 2029 года, менее крупные — с объемом вложений от 150 млн руб. — смогут пользоваться льготой до 2027 года.
Рассчитывать на послабления не смогут нефтяные и газовые компании, производители алкоголя и табачных изделий и других подакцизных товаров. Исключение составят легковые автомобили и мотоциклы. Кроме того, налоговый пряник не получат некоммерческие организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, а также профучастники рынка ценных бумаг.
«Стимулировать за счет налога на прибыль — идея правильная», — одобряет ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Федеральный бюджет вряд ли что-то потеряет от введения такой льготы (прибыльностью новые проекты отличаются редко). С другой стороны, помогая в создании нового бизнеса, государство работает на себя, на увеличение налоговой базы в будущем по другим налогам (НДС, НДФЛ, страховые взносы). Однако сами руководители регионов вряд ли пойдут на обнуление ставки — это может стать непосильным бременем для бюджетов, считает она. Ситуация со средствами бюджета как на федеральном, так и на региональном уровне довольно напряженная в этом году, добавляет ведущий эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
«Практика показывает, что попытка стимулировать бизнес и инвестиции через отдельные направления, узкие специальные льготы и послабления оказывается тщетной», — скептичен глава налогового отдела организации «ОПОРА России» Михаил Орлов. Очень часто льготы оказываются неэффективными просто потому, что налогоплательщику сложно обосновать свою принадлежность к категории льготника. Кроме того, льгота 2% не та сумма, которая может компенсировать затраты и издержки налогоплательщика. По его словам, некоторые компании (занимающиеся IT, сельским хозяйством, энергосберегающими технологиями) уже рассматривали варианты развития на Дальнем Востоке, однако не решились на это, посчитав, что предложенные льготы не оправдывают их риски.