Заправщик для Минобороны
Военные самолеты впервые будут заправлять люди с гражданки — топливная компания «Аэрофьюэлз». За 18 лет структура, созданная Владимиром Спиридоновым, превратилась в крупнейшего частного российского оператора заправочного бизнеса с годовой выручкой 19,7 млрд руб. В этом году Министерство обороны передаст ей на обслуживание 14 своих аэропортов.
Владимир Спиридонов учредил «Аэрофьюэлз» при поддержке своего отца — начальника отдела горюче-смазочных материалов «Аэрофлота» Александра Спиридонова в 1995 году. Компания занималась заправкой самолетов за рубежом. Через три года Спиридонов-старший уволился из «Аэрофлота», полностью посвятив себя семейному предприятию. Начиная с 1999 года «Аэрофьюэлз» занимается реконструкцией и строительством новых топливозаправочных комплексов (ТЗК). Первым проектом стал ТЗК в Улан-Удэ, ранее принадлежавший «Бурятским авиалиниям». В 2001 году Спиридоновы вышли на московский рынок, создав в Домодедово совместное предприятие с британской Shell Aviation.
12 лет спустя «Аэрофьюэлз» может заправлять авиакомпании в тысяче аэропортов по всему миру (выступая поставщиком топлива по агентским договорам). «Мы заправляем керосин не только в больших аэропортах-хабах, но и в региональных аэропортах и даже в африканских деревнях», — отмечает Владимир Спиридонов. Авиакомпания может покупать топливо напрямую от производителей, но тогда с каждым надо заключить отдельный договор, убедившись, что их топливо есть во всех аэропортах, куда летает перевозчик. А можно купить его у Спиридоновых, которые договорятся о заправке самолета в любой точке мира.
В России у компании другой фокус. Сегодня в стране есть 13 аэропортов, где работает более одного заправочного комплекса. В 11 из них альтернативные ТЗК принадлежат «Аэрофьюэлз». По словам Владимира Спиридонова, на развитие этой инфраструктуры было истрачено около 4 млрд руб. Компания владеет не только топливозаправщиками, но и емкостями по хранению авиационного топлива. Топливо покупают не только коммерческие авиаперевозчики: компания заправляла и лайнеры Минобороны и МЧС в аэропортах двойного гражданско-военного базирования, где есть ТЗК «Аэрофьюэлз» (19 аэропортов) или «карточки хранения» (резерв непроданного топлива в десяти аэропортах). Клиенты в камуфляже показали Спиридоновым путь на новый рынок.
В 2011 году Министерство обороны признало топливозаправочный бизнес непрофильным, а вложения в него — лишними. Обеспечение топливом в 11 военных аэропортах было передано государственной «Газпромнефть-Аэро». Новый министр обороны Сергей Шойгу пустил на военные аэродромы и частные компании. 27 марта премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжения о передаче в 2013 году прав по заправке самолетов в 45 аэропортах пяти сторонним ТЗК на два года.
Как рассказал Владимир Спиридонов, его компании передана заправка лайнеров в 14 аэропортах Минобороны. «Аэрофьюэлз» будет работать в Мурманской и Саратовской областях, на Сахалине и Камчатке. Ежегодная потребность в авиационном топливе всех переданных компании военных аэропортов — 120—140 тыс. т (для сравнения, четвертый аэропорт России Толмачево потребляет 250 тыс. т в год). Заправка военных принесет компании выручку в 4 млрд руб. в год.
В этом году «Аэрофьюэлз» хочет наладить полноценную работу с ТЗК военных и достроить альтернативный заправочный комплекс в аэропорту Нижнего Новгорода (тоже в расчете на Минобороны). «Работа с ВВС, авиацией ФСБ и МЧС имеет один немаловажный плюс — это надежный клиент, гарантирующий оплату предоставляемых услуг», — объясняет свой интерес к госзаказу Владимир Спиридонов.