Эксперты: Программа модернизации школ еще только формируется
"Централизованной внятной программы модернизации не существует, она только формируется", – рассказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" Максим Филамофитский, директор ГК "Сервис Плюс" (поставки нового оборудования, программного обеспечения и пр. для системы образования).
Тем временем образование остается бесплатным, и средства на техническое переоснащение выделяются из бюджета, будучи расписаны в соответствующем разделе федерально-целевой программы (ФЦП) "Образование". Напомним, с 2006г. ФЦП дублируется одноименным нацпроектом.
Но за отсутствием единых требований к информационной образовательной среде процесс распределения госзаказов остается, по словам М.Филамофитского, весьма "взяткоемким".
"Может быть, мне так повезло, но из всех школ, что я посетил, я нигде не видел компьютерного класса, – рассказал эксперт. – За исключением Москвы и крупнейших городов России".
При этом вслед за относительным "компьютерным" насыщением мегаполисов обнаружилась и такая проблема, как нехватка преподавателей. В результате классы не используются с максимальной эффективностью. А стандарты по преподаванию нового предмета в Рособразовании еще не созрели.
И вследствие низких темпов модернизации особенно страдают дети-инвалиды (около 2 млн человек), рассказал Александр Станевский, декан факультета для инвалидов МГТУ им. Н.Э.Баумана. Для них новые технологии - единственный способ избежать дискриминации в обществе.
Сегодня на высшее образование рассчитывают только 1,5% таких детей, и еще 2% – на среднее профессиональное. Эксперты называют провальным опыт коррекционных классов в обычных школах и говорят о необходимости сохранения и развития системы коррекционных школ (сегодня их около 900).
"В стране нет недостатка в новых технологиях и методиках образования, – говорит М.Филамофитский. – Они нисколько не уступают зарубежным разработкам, но вот об их практической реализации приходится только мечтать".
Несмотря на рост финансирования в последние годы и толчок, который дал отрасли национальный проект, эксперты считают вложения в образование мизерными. А население ставит работников образования на третье место в российском "хит-параде" взяточников - после врачей и сотрудников ГИБДД (по версии ВЦИОМ).