Шопинг после теракта
Интернет-опрос OMI, проведенный специально для РБК, показал, что после терактов в Париже и крушения российского самолета в Египте респонденты стали реже ходить в торговые центры или отказались от их посещения.
Теракты на борту российского самолета в Египте и во Франции заставили россиян изменить свое поведение, следует из данных онлайн-опроса исследовательской компании Online Market Intelligence (OMI), проведенного по просьбе РБК. В опросе приняли участие 4198 респондентов в возрасте от 18 до 54 лет с разным уровнем дохода из 82 регионов России. Опрос проходил на сайте одного из онлайн-проектов OMI, в базе которого находятся более 700 тыс. человек. Идентификация проходила при помощи паспортной авторизации пользователей.
Уходят в интернет
Почти половина респондентов OMI (47,1%) ответили, что прошедшие теракты так или иначе повлияли на их поведение (см. графику). Причем в Москве и Санкт-Петербурге этот процент выше, чем в целом по России, — 55,3 и 50,3% соответственно. Если смотреть по федеральным округам, больше всего теракты повлияли на поведение людей в Крымском федеральном округе — 84,8% респондентов ответили, что теракты точно повлияли на их поведение или «скорее повлияли».
Опрос показал, что после терактов 34,5% респондентов стараются избегать мест массового скопления людей. Так, 11% отметили, что стали избегать посещения концертов, 9,5% — спортивных событий, 7,3% — кинотеатров (в этом вопросе респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа). Общественным транспортом стали меньше пользоваться только 7,7%, уточнив, что они решили «ходить пешком» или «сидеть дома». Процент реально отказавшихся из‑за терактов от полетов невысок: лишь 3,8% отменили запланированное путешествие. Еще 7,9% размышляют над тем, лететь или нет. 39,4% респондентов сообщили, что если бы они планировали перелет, то отменили бы его.
Больше других мест массового скопления людей респонденты опасаются торговых центров. Почти четверть опрошенных отметили, что теперь стараются реже туда ходить (20,4%) или вовсе перестали это делать (3,9%). В Москве посещать торговые центры опасаются или вовсе туда не ходят 30,9%, в Петербурге — 28,2%. Выиграть от этого могут интернет-магазины, следует из данных опроса: 29,4% респондентов отметили, что в связи со сложившейся ситуацией «думают о том, чтобы чаще пользоваться услугами интернет-торговли».
Страх на две недели
В крупнейшем московском торговом центре «Авиапарк» в субботу, 14 ноября (следующий день после терактов в Париже), посещаемость упала на 11% относительно предыдущих недель, рассказала РБК представитель «Авиапарка» Юлия Мосолова: «В октябре у нас была достаточно ровная посещаемость, из недели в неделю отклонений не было, а 14 ноября произошло резкое снижение, — пояснила она. — На выходных, 21–22 ноября, поток восстановился». Краткосрочный провал посещаемости в «Авиапарке» связывают с «первичным шоком от происшествия и общим упадком настроения людей». В московском торговом центре «Афимолл Сити» падения посещаемости после терактов не заметили: «Покупательский трафик торгового центра в ноябре 2015 года, как и в прошлом месяце, демонстрирует стабильные показатели», — отмечает директор по маркетингу ТРЦ «Афимолл Сити» Ева Снеговская.
Данные консалтинговой компании Watcom, специализирующейся на измерении покупательских потоков в торговых центрах Москвы, в целом подтверждают данные опроса OMI. В ноябре показатели посещаемости находятся на стабильно невысоком уровне. Но в этом году дополнительным фактором, повлиявшим на снижение трафика, могла стать боязнь терактов в Москве, говорит президент компании Watcom Роман Скороходов. По данным компании, в этом году на неделе с 9 по 15 ноября (13 ноября были совершены теракты в Париже) трафик в торговых центрах упал на 4,1% по сравнению с прошлым годом, а на следующей неделе, с 16 по 22 ноября (когда авиакатастрофа над Синаем была признана терактом), — на 10%.
«Острая фаза боязни терактов длится две недели, в целом страх после терактов у людей может сохраняться еще месяц-два, — комментирует руководитель психологического центра «Решение» Елена Виноградова. — Но если за это время в мире происходит еще какой‑то теракт, то ощущение страха может сохраняться более длительный период».