Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Белоруссии завершились парламентские выборы Политика, 20:43 Алена Владимирская — о выборе между карьерой и собственным бизнесом РБК и Сбербанк Первый, 20:40 В Тбилиси протестующие заблокировали все входы в грузинский парламент Общество, 20:22 Трамп попросил Ким Чен Ына не считать Байдена «бешеной собакой» Политика, 20:11 Мамаев поделился эмоциями от первого футбольного матча после тюрьмы Спорт, 20:00 Картину Марка Шагала продали на аукционе в Москве за 10 млн руб. Общество, 19:40 В Гидрометцентре предупредили об близком к рекордному давлении в Москве Общество, 19:25 «Ростов» проиграл «Краснодару» в дебютном матче Мамаева Спорт, 19:19 В телецентре «Останкино» прокомментировали данные о минировании Общество, 19:13 В ЛНР заявили о поднятом флаге США над украинскими позициями в Донбассе Общество, 19:06 Грузинская оппозиция заявила о моральном кризисе в стране Политика, 18:15 Что произошло за выходные. Главные новости РБК Общество, 18:05 Лукашенко исключил появление российских танков в Польше Политика, 17:59 Сборная России вылетела на матч отбора Евро-2020 против Сан-Марино Спорт, 17:47
Общество ,  
0 
Эксперты заявили о рисках из-за растущего числа проверок школ и больниц
При сокращении плановых проверок бизнеса усилия надзорных органов перенаправлены на больницы и школы, говорится в докладе ЦСР. Учреждения не могут оказать проверяющим сопротивление, и это дополнительные риски для социальной сферы
Проверка противопожарной безопасности в школе (Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС)

Общее число плановых проверок в России сокращается, причем темпами выше, чем растет число внеплановых инспекций, говорится в докладе (есть у РБК) Института проблем правоприменения при Европейском университете, подготовленном по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР). Но в образовании и здравоохранении «активность» органов контроля и надзора снижается медленнее.

Число плановых проверок в 2017 году снизилось на 55,3% по сравнению с 2011-м (с поправкой на изменившееся количество компаний), следует из доклада. Такой вид проверок требует согласования с прокуратурой и обоснования включения объекта в план, проводятся они не чаще раза в три года. Перетекания этого типа проверок во внеплановые (они становятся реакцией, например, на жалобы) в целом не произошло, делают вывод авторы на основе данных Минэкономразвития.

«Наиболее серьезно снижение числа [плановых] проверок затронуло сферу торговли, финансовой и страховой деятельности, сферу услуг (в том числе профессиональные и научно-технические услуги, за исключением бухгалтерского учета, архитектурного дела, инженерно-технического проектирования, технических испытаний и исследований, управления и консультирования в сфере менеджмента, научных исследований и рекламной деятельности)», — отмечают авторы исследования. Для этих видов деятельности характерны мелкие и средние формы организации — индивидуальные предприниматели и ООО, такие компании редко связаны с опасным производством, отмечают авторы.

Перешли на более «слабых»

Самое быстрое снижение числа проверок наблюдается у Роспотребнадзора и МЧС, позитивную для бизнеса динамику показывают и другие ведомства. Но ситуация меняется, когда речь заходит о проверках в сферах транспорта, образования и здравоохранения.​

«Сохранение активности проверяющих в этих сферах соответствует прогнозировавшемуся экспертами переходу контрольно-надзорных ведомств на относительно «слабые» в межведомственной борьбе, по преимуществу государственные, организации. Проще говоря, проверяя предпринимателя, контрольно-надзорный орган имеет существенно больше шансов столкнуться с активной правовой защитой, оспариванием результатов проверки (в том числе судебным) и так далее», — объясняют эксперты.

В случае со школами или больницами инспектор, наоборот, может рассчитывать, что они согласятся с результатами проверки и не будут их оспаривать. И это «существенный риск», полагают в ЦСР, такое бремя «может создавать дополнительные издержки при производстве важнейших общественных благ».

Минэкономразвития в октябре завершило разработку законопроекта о контроле и надзоре, который готовился на протяжении двух лет. Документ предусматривает переход от системы, опирающейся на число проверок и выписанных штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено). Снижение числа проверок Роспотребнадзора и МЧС можно объяснить более эффективным применением риск-ориентированного подхода, отмечают эксперты ЦСР.​

Магазин исследований: аналитика по теме "Образование"
Задайте вопрос Владимиру Мединскому
Министр ответит в прямом эфире 22 ноября на самые популярные вопросы читателей РБК