Лента новостей
Ципрас объявил о планах провести досрочные парламентские выборы в Греции Политика, 03:00 Землетрясение магнитудой 4,9 произошло у берегов Камчатки Общество, 01:58 В Египте погибли девять полицейских в ДТП с грузовиком Общество, 01:23 Сторонники Brexit захватили лидерство на выборах в Европарламент Политика, 01:14 В Хакасии глава района напал на корреспондента канала «Россия 24» Общество, 00:19 Экс-менеджер банка стал президентом Литвы Политика, 00:08 Личный опыт: как открыть барбершоп и не прогореть РБК и «Билайн» Бизнес, 26 мая, 23:51 Сборная Финляндии победила Канаду в финале чемпионата мира по хоккею Спорт, 26 мая, 23:31 Не менее 30 человек погибли и 200 пропали при затоплении судна в Конго Общество, 26 мая, 23:29 Кличко назвал диверсией повреждение нового стеклянного моста в Киеве Общество, 26 мая, 23:06 На стройке в Москве нашли 25 артиллерийских снарядов времен ВОВ Общество, 26 мая, 22:47 39 идей для бизнеса для «мобильных» предпринимателей РБК и ГАЗ, 26 мая, 22:35 После наезда автомобиля на сотрудника ДПС в Москве возбудили дело Общество, 26 мая, 22:28 В Швеции около 100 тыс. кур погибли во время пожара Общество, 26 мая, 22:03
Общество ,  
0 
Эксперты заявили о рисках из-за растущего числа проверок школ и больниц
При сокращении плановых проверок бизнеса усилия надзорных органов перенаправлены на больницы и школы, говорится в докладе ЦСР. Учреждения не могут оказать проверяющим сопротивление, и это дополнительные риски для социальной сферы
Проверка противопожарной безопасности в школе (Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС)

Общее число плановых проверок в России сокращается, причем темпами выше, чем растет число внеплановых инспекций, говорится в докладе (есть у РБК) Института проблем правоприменения при Европейском университете, подготовленном по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР). Но в образовании и здравоохранении «активность» органов контроля и надзора снижается медленнее.

Число плановых проверок в 2017 году снизилось на 55,3% по сравнению с 2011-м (с поправкой на изменившееся количество компаний), следует из доклада. Такой вид проверок требует согласования с прокуратурой и обоснования включения объекта в план, проводятся они не чаще раза в три года. Перетекания этого типа проверок во внеплановые (они становятся реакцией, например, на жалобы) в целом не произошло, делают вывод авторы на основе данных Минэкономразвития.

«Наиболее серьезно снижение числа [плановых] проверок затронуло сферу торговли, финансовой и страховой деятельности, сферу услуг (в том числе профессиональные и научно-технические услуги, за исключением бухгалтерского учета, архитектурного дела, инженерно-технического проектирования, технических испытаний и исследований, управления и консультирования в сфере менеджмента, научных исследований и рекламной деятельности)», — отмечают авторы исследования. Для этих видов деятельности характерны мелкие и средние формы организации — индивидуальные предприниматели и ООО, такие компании редко связаны с опасным производством, отмечают авторы.

Перешли на более «слабых»

Самое быстрое снижение числа проверок наблюдается у Роспотребнадзора и МЧС, позитивную для бизнеса динамику показывают и другие ведомства. Но ситуация меняется, когда речь заходит о проверках в сферах транспорта, образования и здравоохранения.​

«Сохранение активности проверяющих в этих сферах соответствует прогнозировавшемуся экспертами переходу контрольно-надзорных ведомств на относительно «слабые» в межведомственной борьбе, по преимуществу государственные, организации. Проще говоря, проверяя предпринимателя, контрольно-надзорный орган имеет существенно больше шансов столкнуться с активной правовой защитой, оспариванием результатов проверки (в том числе судебным) и так далее», — объясняют эксперты.

В случае со школами или больницами инспектор, наоборот, может рассчитывать, что они согласятся с результатами проверки и не будут их оспаривать. И это «существенный риск», полагают в ЦСР, такое бремя «может создавать дополнительные издержки при производстве важнейших общественных благ».

Минэкономразвития в октябре завершило разработку законопроекта о контроле и надзоре, который готовился на протяжении двух лет. Документ предусматривает переход от системы, опирающейся на число проверок и выписанных штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено). Снижение числа проверок Роспотребнадзора и МЧС можно объяснить более эффективным применением риск-ориентированного подхода, отмечают эксперты ЦСР.​

Магазин исследований: аналитика по теме "Образование"