7. Летучий пентамаранец
На всех парусах
Норвежское судостроительное предприятие STX Europe представило проект 305-метрового круизного лайнера Eoseas. Технологически судно представляет собой пентамаран. Под главным корпусом корабля должна создаваться воздушная подушка, которая улучшит его гидродинамические характеристики. Лайнер сможет принять на борт 3 тыс. 311 пассажиров и 1 тыс. 089 членов экипажа. Корабль будет приводиться в движение двигателем, работающим на сжиженном природном газе, но при этом Eoseas будет использовать энергию солнца и ветра. На верхней палубе предполагается установить фотоэлектрические панели. Кроме того, судно будет оснащено пятью гигантскими парусами общей площадью 12 тыс. 440 кв. метров.
Его создатели надеются, что Eoseas сможет расходовать на 50% меньше энергии, чем обычный теплоход подобных размеров. Выбросы CO2 также должны снизиться вдвое, а загрязнение атмосферы диоксидом серы и пеплом - и вовсе прекратиться. Отметим, что презентация этого проекта состоялась еще в 2009г., однако пока неясно, когда корабль будет построен.
Грузовой аналог Eoseas - контейнеровоз с говорящим названием Super Eco Ship 2030, разработку которого ведет японская судоходная компания NYK Lines. Создатели корабля также делают ставку на сжиженный газ, солнце и ветер. Паруса этого судна (похожие, скорее, на огромные весла) будут автоматически выдвигаться из его корпуса. Роботизированным японцы намерены сделать и процесс разгрузки: в каждом отсеке корабля будет кран для контейнеров. Эта мера должна будет вдвое сохранить время пребывания судна в порту. Постройка 350-метрового транспортника будет завершена лишь к 2030г.
Плавучая батарейка
Впрочем, будущее ближе, чем кажется: яхта-катамаран Turanor на солнечных батареях, созданная компанией PlanetSolar, в 2012г. завершила кругосветное плавание, преодолев более 40 тыс. километров и вернувшись в порт Марселя. На судне установлены фотопанели общей площадью 537 кв. метров. Кремниевые монокристаллические элементы способны превращать в электричество до 24% поглощаемого солнечного излучения. Вырабатываемый генератором ток поступает в шесть блоков литий-ионных аккумуляторов, которые и приводят судно в движение. Средняя скорость яхты составляет всего 8 узлов (15 км/ч), а максимальная - 14 узлов (25 км/ч), поэтому пока ее применение для решение практических задач (например, грузоперевозок) серьезно ограничено. Создание прогулочных кораблей такого типа пока слишком дорого. Тем не менее кругосветное путешествие Turanor доказало, что суда, движимые лишь солнечной энергией, вполне жизнеспособны.