На капитана "Электрона" завели уголовное дело
В ходе прокурорской проверки, предшествовавшей возбуждению уголовного дела, установлено, что судно "Электрон" вело работу по вылову рыбы в зоне архипелага Шпицберген с августа 2005г. В ночь на 15 октября т.г. с разрешения капитана В.Яранцева на борт поднялась инспекторская группа Норвегии. По утверждению норвежской стороны, в ходе проверки был обнаружен ряд серьезных нарушений. В частности, вопреки требованиям, установленным норвежским законодательством, судном не было послано "уведомление о начале лова" и "сообщение об объеме улова до начала и во время лова в рыбоохранной зоне".
Кроме того, инспекторы обнаружили и сфотографировали орудия лова, имеющие ячейки в несколько раз меньше разрешенного размера, что является незаконным как по норвежскому, так и по российскому законодательству. В трюме судна были найдены штампы для маркировки коробок с рыбой, на которых были удалены сведения с регистрационным номером судна, а ряд коробок с одной и той же рыбой одинаковой весовой категории имели различную маркировку. Все это является признаками так называемого "браконьерского" способа добычи рыбы, указали в Генпрокуратуре.
Норвежские инспекторы сообщили капитану, что в связи с выявленными нарушениями судно будет сопровождено в норвежский порт Тромсе. Капитан "Электрона" подчинился требованиям норвежской стороны, после чего для корректировки курса и охраны доказательств выявленных нарушений на борту судна остались два норвежских офицера. Однако В.Яранцев изменил курс и направил "Электрон" к территориальным водам России. При этом норвежские инспекторы оставались на судне и были лишены возможности его покинуть. По мнению следствия, в действиях капитана В.Яранцева содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст.127, ч.1 УК РФ - незаконное лишение свободы человека, не связанное с его похищением.
При осмотре и разгрузке судна в порту г.Мурманска была выявлена рыбопродукция сверх заявленной в таможенной декларации. Кроме того, установлено, что капитан В.Яранцев неоднократно нарушал требования федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в части, касающейся уведомлений соответствующих органов о перегрузах рыбопродукции. В связи с этими и некоторыми другими нарушениями были возбуждены дела об административных правонарушениях, отметили в Генпрокуратуре.
Несмотря на то что при осмотре в порту г.Мурманска незаконные орудия лова на судне обнаружены не были, а члены экипажа полностью отрицают их наличие, следствие располагает данными, свидетельствующими о неискренности членов команды судна. Имеются копии радиограмм В.Яранцева, направленных директору ЗАО "Корс", которому принадлежит "Электрон". В этих радиограммах капитан сообщает об установленных норвежскими инспекторами нарушениях, в том числе и о незаконных орудиях лова.
Помимо этого норвежская сторона передала копию акта, в котором зафиксированы выявленные нарушения и фотографии этих орудий. Кроме того, по словам норвежцев, еще в ходе инспекции члены команды судна пытались избавиться от браконьерского снаряжения.
Все это дает основания следствию предполагать, что в действиях капитана судна "Электрон" Валерия Яранцева содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.256 УК РФ (незаконная добыча рыбы с использованием своего служебного положения). Данное уголовное дело принято к производству Северо-Западной окружной прокуратурой.
Между тем, по сообщению радиостанции "Эхо Москвы", директор ЗАО "Корс", судовладелец "Электрона" Андрей Лосев заявил о своём намерении защищать в суде капитана траулера Валерия Яранцева. "Мы будем защищать нашего капитана.Такое право нам дает российское законодательство", – сказал А.Лосев.
По словам директора ЗАО "Корс", капитана В.Яранцева нельзя обвинить в браконьерстве. Браконьерство подразумевает нанесение ущерба биоресурсам, а "капитан Яранцев никому ущерба не нанес, - отметил А.Лосев. - У него было разрешение на ведение промысла в том районе, были необходимые документы".
Судовладелец также добавил, что решение развернуть траулер "Электрон" и покинуть норвежские воды было принято капитаном вместе с ним.
Сразу после истории с "Электроном" последовал арест двух российских рыболовецких судов "Дмитрий Покрамович" и "Капитан Горбачев". Они были задержаны в норвежских водах в районе Шпицбергена 24 октября 2005г. По мнению пресс-секретаря Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Константина Макеева, арест будет снят, как только они заплатят штраф или внесут залог.
По его словам, вероятнее всего, будет открыт счет в банке, который, возможно, уже существует, на который будет положен депозит. И как только туда будут внесены деньги, норвежские власти больше не будут иметь претензий к российским судам, считает К.Макеев. "Пока не заплатят штраф, не смогут работать дальше", - сказал он.
При этом представитель ФАР подчеркнул, что размер штрафа и жесткость санкций со стороны норвежского правительства несоизмеримы с нарушением, допущенным российскими судами. Так, по его словам, сумма штрафа для промыслового судна "Капитан Горбачев" составляет порядка 140 тыс. долл., а для судна-рефрижератора "Дмитрий Покрамович" - порядка 190 тыс. долл.
К.Макеев также считает, что "вдруг родившаяся принципиальность" норвежских властей имеет, скорее, политический оттенок и выглядит так, "как будто они отыгрываются за "Электрон".
Как ранее заявлял первый заместитель генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Валерий Тихончук, норвежцы предвзято относятся к российским судам. "Факт, что с одного судна на другой перегружалась рыба, но норвежцы считают, что это происходило в их территориальном море, и они должны были быть в курсе", - подчеркнул он.
В.Тихончук согласен с мнением ряда экспертов и представителей российских ведомств, что вопрос задержания российских судов в норвежских водах давно потерял технический характер и имеет политический оттенок. "Указ норвежского короля по расширению территориального моря до 12 морских миль они распространяли на Шпицберген. Никакого протеста от нашего правительства не было. Норвежская береговая охрана сегодня выполняет этот закон. Но эту рыбоохранную зону мы не признаем. Этот вопрос по зоне надо урегулировать. Есть еще разногласия по размерам сетей, размерному ряду, ячейкам, по перегрузкам", - сообщил В.Тихончук. Он подчеркнул: "За одни и те же провинности норвежская рыбоохрана наши корабли задерживает, а свои, норвежские корабли, не задерживает, выписывает им акты и все. Норвежцы предвзято относятся к нашим судам. Инцидент с "Электроном" поднял эту проблему. И ее надо решать".