Адвокат для следователя
Помощь британских юристов по делу Александра Литвиненко обойдется российскому бюджету в 158 млн руб., следует из опубликованных документов тендера. Российские адвокаты сомневаются в обоснованности бюджетных трат.
В £2,065 млн (около 158 млн руб. по средневзвешенному курсу ЦБ за 2013–2014 годы и первые восемь месяцев 2015 года) обойдутся российскому бюджету юридические услуги британской юридической фирмы Harbottle & Lewis, консультирующей Следственный комитет России (СКР) в связи с коронерским следствием по делу о гибели Александра Литвиненко. Общая сумма контракта стала известна РБК из документов, опубликованных на сайте госзакупок.
Исходя из графика выплат, контракт заключен на срок с 2013 по 2016 год. Согласно последнему дополнительному соглашению от 26 августа, большая часть выплат (£1,171 млн) приходится на 2016 год.
Со стороны Harbottle & Lewis соглашения подписаны партнером фирмы Луисом Кастеллани. На сайте фирмы указано, что он представляет СКР на досудебном расследовании и открытых слушаниях по делу Литвиненко. Комментарий СКР на момент публикации статьи получить не удалось. Офис Harbottle & Lewis в понедельник не работал.
Сумма в £2,065 млн для контракта на четыре года с юридической фирмой адекватна для британских реалий, говорит бывший адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. «Возмущает непрозрачность расходов государственного бюджета, поскольку в закупке не указаны конкретные услуги. Кроме того, странно, что СКР понадобилось сотрудничать с иностранной юридической компанией, ведь у СКР есть свои ресурсы для экспертизы, которые тоже стоят бюджетных средств», — рассуждает Клювгант.
Правительства разных государств нанимают частных адвокатов для представления своих интересов в иностранных судах, и у России также есть такой опыт, говорит председатель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Минюст часто оплачивает услуги адвокатов, представляющих ее на чувствительных процессах в Страсбургском суде. Однако в случае с Россией это почти всегда оплата из бюджета услуг «адвокатов дьявола». Интересы России безусловно затрагиваются при расследовании такого резонансного дела, как дело Литвиненко. Но обоснованность бюджетных трат на это и их непубличность вызывают вопросы», — считает адвокат.
Бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко скончался в ноябре 2006 года в больнице в Лондоне. Британское Агентство по охране здоровья пришло к выводу, что смерть Литвиненко наступила из-за отравления радиоактивным полонием-210. Британская сторона неоднократно обвиняла российские власти в причастности к смерти бывшего офицера ФСБ. Российская сторона эти обвинения отвергает. Следствие подозревает в убийстве Литвиненко его бывших коллег, с которыми он встречался незадолго до смерти, — депутата Госдумы Андрея Лугового и бизнесмена Дмитрия Ковтуна.
СКР получил статус заинтересованной стороны в деле Литвиненко в феврале 2013 года. Следователи сами обратились в лондонский суд с просьбой об участии в дознании, так как «именно данным органом в России проводится расследование обстоятельств гибели Александра Литвиненко», мотивировал свое обращение Следственный комитет. По словам председательствующего судьи Роберта Оуэна, представители ведомства присутствовали на открытых слушаниях.
О том, что именно Harbottle & Lewis представляет интересы Следственного комитета России, было заявлено в ходе судебных слушаний. В конце июля 2015 года судья Оуэн обещал обнародовать переписку адвокатов и представителей дознания с Ковтуном и СКР. Он также сообщил тогда, что письма Harbottle & Lewis, проходящие под грифом «строго конфиденциально», также будут преданы огласке.