Массовую физкультуру в России сменил элитный фитнес
Соответственно не сравнимы и обороты: в Москве в 2006г. обороты рынка составили порядка 600 млн долларов, когда в Берлине - 1,8 млрд (Берлин по крайней мере в 5 раз меньше Москвы по населению, цены на фитнес-услуги почти одинаковые).
Тем не менее, сегмент фитнеса на рынке услуг в России является едва ли не самым динамичным. "Мы говорим о росте рынка на 30-40% в год, – сообщает в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" член совета директоров Russian Fitness Group Максим Игнатьев. – Но предложение не успевает за спросом". По словам эксперта, рынок ограничен ценами на аренду недвижимости. "Цены, которые диктуются этим рынком, под час не подъемны для фитнесс услуг".
Дело в том, что расположение клуба играет решающую роль в его окупаемости, а рентабельность при грамотной организации достигает 30%. Вот почему, прежде всего, фитнес-клубы устремляются в центры деловой активности. Люди не привыкли, что за фитнес нужно платить, объясняет М.Игнатьев. - В советском прошлом эти вещи были бесплатными или почти бесплатными. А в центрах деловой активности концентрация людей, перешагнувших данный "психологический барьер", наиболее высока.
Но ведь центральные районы без того испытывают голод на офисную и коммерческую недвижимость! Особенно, в Москве. Директор клуба "Марк Аврелий" Елена Дари в связи с этим сетует на отсутствие клубов "у дома": они и дешевле (не нужны душевые кабины и т.д.). И, казалось бы, в условиях, когда люксовый сегмент близок к насыщению, ничего другого не остается (из 100 тысяч жителей среднего московского микрорайона 1-2 клуба посещают максимум 3-4 тысячи). Но, к сожалению, по словам М.Игнатьева, наиболее оправданы (читай, рентабельны) полноформатные клубы, предлагающие как аэробику, так и бокс, и SPA-салон, и массаж, и солярий, и т.п.
Действительно, зачем нужны клубы-дискаунтеры, когда рядом с домом человек может, например, самостоятельно пробежаться в парке и т.д. Вот почему обороты столичного рынка фитнес-услуг на 70% обеспечиваются люксовыми клубами (стоимость годового абонемента колеблется от 1,5 тысяч долларов). Естественно, эти полноформатные клубы сосредоточены в центре Москвы и Санкт-Петербурга.
По тем же психологическим, как выразился М.Игнатьев, причинам фитнес весьма не уверенно шагает в регионы (главным образом, это экспансия столичных World Class, Планеты Фитнесс и Sport Life, идущих либо самостоятельно, либо путем франчайзинга). В тоже время эксперты признают, что оптимально работать в нескольких форматах: слишком высока конкуренция в люксовом сегменте, и перспектива за демократическими ценами (800-1000 долларов за годовой абонемент).
Отметим, в регионах значительно отстает (на 2-3 года) покупательский спрос даже в сегменте де люкс. "Открыв клуб в Нижнем Новгороде, в центре, с полным набором услуг, мы реально столкнулись с проблемой его наполняемости, вплоть до того, что финансовые показатели значительно отставали от запланированных, – признается М.Игнатьев. – Но через 2-3 года ситуация выровнялась". Добавим, что выручка московских клубов в 2-3 раза выше провинциальных. Несмотря на то, что стоимость аренды в регионах ниже, фонд оплаты труда (30% дохода) также ниже как минимум на 20-30% чем в Москве. Разница объясняется ценами на фитнес. Стоимость клубной карты в регионах ниже на 30-40%...
Добавим, недоступность фитнес-клубов для большинства населения парадоксальным образом сочетается с обилием различных программ, которые предлагают эти клубы для своих клиентов: семейный фитнес, занятия для будущих мам и т.д. Но их организация затратна, – оправдывается М.Игнатьев, ссылаясь на сложности проектирования вентиляционных систем, бассейнов и т.д. Хотя очевидно, что основные затраты клубов все же приходятся на аренду площадей в центре Москвы и Санкт-Петербурга.
Любопытно, что текучка кадров в фитнес-клубах достигает 100-115% за год. Людям не за что держатся, объясняет Е.Дари. Это лишний раз подчеркивает жадность хозяев фитнес-клубов "до рентабельности". Еще выше, по словам М.Игнатьева, текучка среди менеджеров среднего звена. Тем не менее, судя по прогнозам экспертов, рынок фитнеса, как минимум, в 2 раза по предложению еще вырастет. Но даже в случае удвоения рынка, до европейских показателей будет очень и очень далеко.
То есть по большому счету физкультура в современных рыночных условиях доступна лишь мизерной части населения Москвы. Тем временем физвоспитание в российских школах дышит на ладан. Далеко не все из них имеют возможность проводить занятия на своей базе. Например, в Удмуртской Республике спортзалы отсутствуют в 28,7% школ, в Новгородской области - в 28% школ и т.д. Дефицит спортивного инвентаря и оборудования фиксируется повсеместно (спортивные площадки оборудованы лишь на 50-70%), подсчитали в Роспотребнадзоре.