Терроризм в России: к истории вопроса
Терроризм в России возник в конце XIX века. Тогда народнические организации взяли на вооружение силовые методы борьбы за свободу. Самый громкий и крупный теракт того времени - убийство императора Александра II, осуществленное после серии неудачных попыток. Затем были совершены покушения на государственных деятелей разного уровня – удачные и неудачные. При этом акты агрессии народовольцев были направлены исключительно против представителей власти. Мирное население страдало в результате взрывов лишь случайно.
Суть народовольческого террора – это социально-освободительная борьба. Террористы рубежа XIX – XX веков действовали в соответствии с программой. Их деятельность была теоретически обоснована лидерами движения. Убийства государственных деятелей выполняли роль устрашающих мероприятий. И по идее народовольцев взрывы и выстрелы должны были убедить императора пойти на поводу у героев-освободителей.
Совсем другая направленность наблюдается у современных боевиков-чеченцев, которые уже второй десяток лет не дают спокойно спать не только жителям пограничных с Чечней республик, но даже москвичам. Теоретическая основа чеченского терроризма – национально-освободительная борьба и религиозная ксенофобия. Многолетняя обида на центральную власть в совокупности с нетерпимостью части мусульман к чужим религиям стали отличной почвой для воспитания убийц и камикадзе. А политический кризис в Чечне, приведший к началу Первой чеченской войны послужил катализатором для начала террористической войны против целого государства.
Не углубляясь в подробности ведения военных действий на территории республики Ичкерия, чеченский терроризм можно разделить на несколько этапов. Первый из них пришелся на время распада СССР – до начала войны. Собственно, и терроризмом эти действия назвать можно с большой натяжкой. Банды уголовников предприняли несколько попыток захвата заложников на Северном Кавказе. Но их требования носили исключительно меркантильный характер: бандиты желали получить валюту, оружие и наркотики.
Фактически путь для развития терроризма освободил период безвременья в стране. У центральной власти не хватало ресурсов не только на борьбу с терроризмом, но и на решение самых насущных проблем.
Во время Первой чеченской войны (1994 – 1996) уголовный терроризм не исчезает, но уходит в тень. Главные роли получает, если так можно выразиться, " военный терроризм". Его цели – выиграть войну, добиться вывода федеральных войск из Чечни – были достигнуты. Хасавюртовские соглашения стали уступкой центральной власти, напуганной масштабными террористическими операциями чеченцев в Кизляре и Буденновске. В конце войны кавказский террор выходит на международную арену: в турецком порту Трабзон был захвачен российский паром "Аврасия". Террористы выдвинули требования о выводе войск из Чечни. Главная задача захватчиков была привлечь внимание мировой общественности к чеченской проблеме.
Именно эта цель станет лейтмотивом чеченского террора в период между первой и второй чеченскими войнами. Для ее достижения в качестве объектов захвата стали использоваться известные журналисты и представители иностранных гуманитарных миссий. Предпринимаются провокационные убийства, наделавшие на Западе немало шума.
Одновременно на территории соседних с Чечней республик совершаются вылазки небольших отрядов боевиков, которые захватывают заложников. Другое направление террора – постоянные взрывы, из которых самые крупные прогремели в Минеральных Водах и Армавире.
Последний этап развития чеченского терроризма мы имеем сейчас. Для него характерны небывалые ранее масштабы, использование смертников-шахидов и, что показательно, проведение серии жутких терактов в Москве. Взрывы домов на улице Гурьянова и на Каширке, взрыв на Пушкинской, захват "Норд-Оста" – такого наша страна не видела за всю историю своего существования.
В последние годы чеченский терроризм усилился настолько, что перестал бояться не только спецслужб, но и самой смерти. Действия различных группировок отлично организованы. Финансирование и руководство приходит из-за границы: кавказский терроризм органично влился в русло терроризма международного. И порой кавказские боевики превосходят своих арабских коллег в кровавых "успехах".
Теракты последних дней (взрывы в двух ТУ, взрыв на Рижской и захват школы в Беслане) находятся в русле нового периода развития кавказского террора. Из оружия политической борьбы он превращается в самоцель. Убийство ради убийства, террор как средство для распространения страха – вот что сейчас представляет из себя чеченская война против России. Террористам уже наплевать на отношение Запада к чеченской проблеме. Их не интересуют политические требования. Террор потерял политический смысл и оттого стал еще опаснее, еще беспощаднее. Власти оказались в сложнейшей ситуации: раньше хотя бы можно было понять, на какие уступки нужно пойти, чтобы смягчить напряжение. Теперь ответить на террор можно только силой. А, как учит история, насилие может породить только насилие, а значит, нас ждет лишь эскалация террора на нашей собственной территории.
Террор "Народной воли" в свое время вышел из-под контроля самих террористов "Мы затерроризировались", - сказал тогда один из лидеров движения Андрей Желябов. В начале ХХ века череда революций и война разрушили народовольческий террор, и ему на смену пришел террор красный. Неужели в начале ХХI века нашу страну ждет нечто подобное?..