Инсайд по дружбе
Бывший советник гендиректора Santander Седрик Каньяс Майльярд вместе с другом детства — испанским судьей Хулио Марином Ухедо заработали почти 1 млн долл. на инсайдерской торговле бумагами Potash Corp., уверены в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Ведомство все чаще действует за рубежом, предъявляя обвинения иностранцам, причем даже в тех случаях, когда эти действия не затрагивают американские компании напрямую.
В начале августа 2010 года 40-летний Каньяс, работавший тогда советником гендиректора испанского банка Santander, случайно узнал о том, что в банк обратилась BHP Billiton. Горнодобывающая компания искала деньги, которыми она рассчитывала профинансировать готовящуюся покупку канадской Potash Corp. Затем финансист позвонил 42-летнему испанскому судье Марину, с которым они дружили еще с детства. Через телефонные звонки, SMS и электронную почту два друга решили заработать на конфиденциальной информации. В SEC, подавшей против двух друзей иск, убеждены, что все было именно так, как описано выше.
В итоге два испанца приобрели контракты на разницу цен по 30 тыс. бумаг Potash. Эти производные финансовые инструменты позволяют заработать на динамике акций компаний, не владея самими бумагами. В частности, в случае если бумаги, по которым были куплены контракты, дорожают, владельцы бумаг получают разницу между ценой покупки и текущей стоимостью акций от продавца финансовых инструментов.
Potash отклонила предложение о покупке ее австралийской горнодобывающей компанией за 38,6 млрд долл. 17 августа 2010 года. Однако ее акции успели подорожать на 25% на новости о возможной сделке. Этот скачок принес 917 тыс. долл. прибыли Седрику Каньясу Майльярду и еще 43,5 тыс. долл. — его другу, судье. В отличие от приятеля-финансиста у Марина не было инвестиционного опыта, он просто хотел заработать по-быстрому, отмечает SEC в своем иске.
Сам Santander еще в 2010 году провел внутреннее расследование, начатое после обвинений SEC по сделке с Potash в адрес другого сотрудника. Уже в январе 2011 года Каньяс был отстранен от работы. Марин также больше не работает в испанской системе правосудия.
SEC добивается, чтобы испанцы вернули незаконно полученные деньги, а также выплатили штрафы, размер которых не уточняется. «Этот случай демонстрирует тем, кто рассчитывает замаскировать свою инсайдерскую торговлю операциями с CFD, а не с самими акциями, нашу решимость выявлять такие действия и привлекать их участников к ответственности», — заявил глава подразделения SEC по борьбе с манипулированием рынками Дэниел Хоук.
В последнее время SEC активно борется с инсайдом даже в других странах, где законодательство о борьбе с такими преступлениями отсутствует или работает неэффективно. Так, в апреле этого года компания подала иск против тайского частного инвестора Бадина Рунгруанграварата, который заработал более 3,2 млн долл., вложив 95,5 тыс. долл. в акции американской Smithfield Foods незадолго до того, как о ее покупке объявила китайская Shuanghui International. SEC добилась от суда заморозки американского брокерского счета, с помощью которого таец получил доходность в 3400%. Инсайдерская торговля в Таиланде преследуется по закону с 1992 года.
В феврале этого года SEC начала расследование возможной инсайдерской торговли Heinz со счетов в Швейцарии перед покупкой компании Уорреном Баффетом. Незадолго до этого комиссия сообщала, что с 2010 года подала втрое больше исков с требованием заморозить активы на зарубежных счетах, чем за предшествовавшие два года.