Цена долгов: почему нового мирового кризиса пока не предвидится
У большинства стран за десятилетие снизился объем внешнего долга, и их финансовые системы стали надежнее со времен прошлых банковских кризисов. Остальные свои проблемы создали себе сами, например Россия.
Предупрежден — значит вооружен
Перспектива завершения уже в этом году политики нулевых учетных ставок Федеральной резервной системой США вызывает растущий страх. Причина — угроза возобновления резких колебаний на рынках валют, облигаций и акций развивающихся стран. Эта озабоченность понятна. Когда ФРС в 2013 году дала понять, что конец политики количественного смягчения (QE) близок, последовавшая истерика вызвала волны шока, прокатившиеся по финансовым рынкам и экономике многих развивающихся стран.
Действительно, есть опасения, что повышение процентных ставок в США и связанный с ним возможный рост стоимости доллара могут вызвать хаос, который затронет правительства развивающихся стран, их финансовые учреждения, корпорации и даже домохозяйства.
Однако, несмотря на то что перспектива повышения ставок ФРС, скорее всего, приведет к значительным волнениям на финансовых рынках развивающихся стран, риск полномасштабного кризиса ограничен. Во-первых, если в 2013 году истерика охватила рынки неожиданно, то открыто заявлявшееся в течение нескольких месяцев намерение ФРС повысить учетные ставки в этом году неожиданностью не является. Во-вторых, ФРС, скорее всего, начнет повышать ставки позднее и медленнее, чем в предыдущих циклах, поэтапно реагируя на признаки, свидетельствующие об уверенном росте экономики США, достаточном, чтобы пережить повышение стоимости заимствований. Более уверенный экономический рост будет выгоден развивающимся странам, которые экспортируют товары и услуги в США.
Наученные горьким опытом
Другая причина не впадать в панику, как в 2013 году, когда во многих развивающихся странах со слабой экономикой учетные ставки были низкими, — значительное ужесточение монетарной политики, проведенное центральными банками. Во многих из этих стран учетные ставки уже двузначные или близки к этому уровню, поэтому их регуляторы не окажутся в позиции догоняющих, как это произошло в 2013 году. Кроме того, ужесточилась бюджетная и кредитная политика — значительный дефицит счета текущих операций и госбюджетов удалось сократить.
Наконец, если в 2013 году цены на акции, сырье, облигации, а также стоимость валют были излишне высокими, то сейчас на большинстве развивающихся рынков уже произошла коррекция, что снижает потребность в дополнительной существенной коррекции, после того как ФРС примет свое решение.
Проблемы экспортеров не связаны с ФРС
Серьезные финансовые проблемы некоторых развивающихся стран, в первую очередь стран — производителей нефти и сырья, на которых оказывает влияние спад в Китае, не связаны с тем, что делает ФРС. Бразилия, которую ожидают в этом году рецессия и высокая инфляция, сначала жаловалась на запуск ФРС программы количественного смягчения, а потом на ее приостановку. Бразилия сама создала себе проблемы — они стали результатом не жесткой монетарной, фискальной и кредитной политики во время первого срока президента Дилмы Руссефф. Теперь эту политику необходимо ужесточать.
Проблемы России также не являются отражением политики ФРС. Экономика страны страдает из-за падения цен на нефть и международных санкций, введенных после конфликта с Украиной. Эта война вынудит Украину реструктурировать свой внешний долг, который стал чрезмерным как из-за войны, так и из-за серьезной рецессии и девальвации валюты.
Иными словами, решение ФРС о завершении политики нулевых ставок вызовет серьезные проблемы в тех развивающихся странах, у которых высока потребность во внутренних и внешних заимствованиях, накоплены большие объемы номинированного в долларах долга, а макроэкономическое и политическое положения остаются слабыми.
Однако, повторюсь, эти проблемы они себе создали сами. При этом многим развивающимся странам удалось укрепить свои макроэкономические и структурные показатели, что придаст им больше устойчивости в момент повышения ставок ФРС. Некоторые пострадают больше других, однако (не считая несколько случаев, не имеющих системного значения) повсеместный кризис не должен разразиться.
Copyright: Project Syndicate, 2015
www.project-syndicate.org